Ирина Лебухова
Нужна ли игра на уроках в школе? Многие взрослые опасаются, что если детям позволить играть во время занятий, то они захотят все время веселиться, а не учиться. И для учителей с их повышенной нагрузкой «развлекать» учеников на уроке — разве не дополнительная головная боль?
Социо-игровой педагог, психолог, автор программ для родителей на тему «Игра в школе и дома» Елена Журавлева рассказала о том, как же сделать эффективным применение игры в обучении.
Вот какое определение дала эксперт:
«Что я считаю игрой? Это добровольная деятельность по каким-то правилам, в которую встроен некий азарт (он всегда есть в игре). И если мы посмотрим на этот процесс, то это совсем не про отдохнуть и поразвлекаться. Это про проживание любых навыков, которые хочется освоить. Проживание чего-то будет присутствовать в любой игре. Есть возможность попробовать что-то новое, чего никогда не делал. Или отточить то, что уже пробовал. Это и есть обучение, развитие — обнаружить, что ты чего-то не знаешь. Поискать (лучше не в одиночку), что с этим делать. Отгадать, найти путь, а потом научиться это делать легко и получать от этого удовольствие! В этом случае игра и есть учебная деятельность».
1. Можно играть до какого-то возраста. Это устойчивое заблуждение родителей: дошкольники должны играть, но когда ребенок пойдет в школу, он должен перестать играть, и начать учиться. Противопоставление — есть время игры, а есть время учебы.
2. Игра нужна периодически, чтобы «разгрузить детей». Заблуждение в том, что с детьми надо играть, но только в качестве отдыха от учебы. Например, последние пять минут урока, или в середине урока, или в последний день четверти… Устойчивая установка у взрослых: учеба — это серьезно и важно, а значит, это противоречит игре.
«Люди учатся в игре — всю жизнь. Жаль, что в некоторых книгах по психологии написано, что игра — это ведущая деятельность в дошкольном возрасте, а в школе ведущая деятельность — это учебная деятельность», — добавляет Елена Журавлева.
3. На уроках весело быть не должно — должно быть трудно.
«Часто родители говорили „мы всем довольны, но нас смущает то, ребенку на ваших уроках весело“. На математике не должно быть весело? Это забавно слушать, но история грустная. Детям приятно не потому, что их веселят. Самое большое удовольствие мы получаем, когда делаем какое-то открытие: „У меня получилось, я причастен к этому результату!“», — объясняет социо-игровой педагог.
Сегодня в учебе активно практикуется геймефикация. Но если речь идет о процессе «решил задачку — получил монетку или смайлик», это не то, чем занимаются социо-игровые педагоги, отметила Елена Журавлева. Она поделилась приемами, которые отражают идею обучения в игре.
1. Собрать пословицу. На уроке дети вытаскивают случайным образом из коробки листочек, на котором написана половина пословицы. Нужно найти вторую половину этой пословицы.
«Еще эффективнее, если дети вообще не знают этих пословиц. Они начинают вместе сопоставлять текст, читать. У кого-то проблемы с коммуникацией, может быть, новенький в классе, кто-то плохо читает, а кто-то, наоборот, гиперактивный и готов все бумажки забрать и все пословицы составить. Что произойдет, если такое упражнение делает весь класс? Мы увидим, что отрабатывается много навыков. При этом никто никого не развлекает. Но под мое определение игры этот процесс подходит. И важно, что ребенок вытащил бумажку сам, а не учительница раздала, Это бумажка — его, он с ней идет и сравнивает тексты. Это кажется незаметным, но очень важен этот момент добровольности. И еще важно, чтобы это был регулярный прием. И каждый — даже взрослый — будет рад найти другого человека со второй половиной пословицы. А мозг вообще-то обучается именно тогда, когда человеку приятно», — объяснила эксперт.
2. Режем правила. Если взять длинное правило, скучное для детей, и разрезать текст на кусочки, то они с азартом будут с этим разбираться и соберут правильно текст, даже если они этого определения в жизни не читали.
3. Эстафета. Идя в том, что каждый по цепочке что-то делает, все этой цепочкой объединены. Например, к какому-то существительному нужно по очереди называть прилагательное. Это годится к любому возрасту и уроку.
«Если люди в одном классе вдруг обнаруживают, что должны сделать что-то последовательно, связанное друг с другом, будет волшебный эффект: каждый человек ощущает свою принадлежность к процессу. У каждого есть законное место и время сказать, а потом ты будешь слушать других, уступая им место. Такие приемы используются в командообразовании», — указала Елена Журавлева.
4. Скучный параграф. Классу нужно выучить длинный скучный параграф — непонятно, как заставить ребенка его прочитать. Тогда делим параграф между группами и не говорим детям, какой абзац раньше, какой позже. Они читают каждый свой абзац, пересказывают суть остальным. И когда все пересказали, они должны понять последовательность. А после этого посмотрим в учебник — правильно сделали или нет.
Помните, как на уроках физкультуры? Когда в команде был ребенок, который справлялся хуже других, и преподаватель говорил ему, что он — «слабое звено» и подводит других? В итоге когда было очередное разделение на команды, никто не хотел быть в одной группе с ним. Елена Журавлева уверена, что можно обойтись и вовсе без соревновательного эффекта:
«Соревновательность — переоцененная идея. Можно все это делать без соревновательного эффекта. Например, урок физкультуры. Надо добежать до корзины и бросить в нее мячик. Социо-игровой педагог сделает так: после того, как мячик брошен в корзину, ребенок должен хлопнуть в ладоши с ребенком из другой команды и побежать в другую команду. Азарт эстафеты не падает, ведение мяча отрабатывается так же эффективно, но нет никакой идеи, что какая-то команда должна выиграть. Нет проигравших».
Журавлева добавила, что в начальной школе соревновательность вообще не близка детям. Постепенно у подростков эта тема возникает, но не обязательно это внедрять на уроке.
А что желать, если дети не переносят проигрыша? Есть же такие малыши, которые, например, неудачно бросят кубик и тут же в слезы — злятся и уходят. В таком случае следует находить такие игры в качестве профилактики, где невозможно проиграть. Или где это не так очевидно.
«Но если ребенок уже подрос и пора бы ему уже спокойнее относиться к проигрышу, нужно смотреть, как вообще вы с ним обсуждаете результаты, что у него в школе. Нет ли у него идеи, что „качественный“ ребенок — тот, кто все делает безупречно. Так же как дети боятся получить плохую оценку — не потому что они не освоили что-то, а боятся что родители их разлюбят», — сказала Елена Журавлева.
Да, поначалу учителям странно, что надо позволять детям высказываться, давать им возможность шушукаться, что-то обсуждать. Но потом выясняется, что так эффективнее и приятнее работать, не надо тратить силы, чтобы удерживать их в оцепенении.
Совет от Елены Журавлевой педагогам: отнеситесь к игре не как к отдельному виду деятельности, а как к той базе, которая наполняет силами и детей, и учителей.