Posted 11 декабря 2023,, 06:52

Published 11 декабря 2023,, 06:52

Modified 11 декабря 2023,, 06:54

Updated 11 декабря 2023,, 06:54

Цифровая деменция: как слабоумие становится кадровым проклятьем в авиапроме

Цифровая деменция: как слабоумие становится кадровым проклятьем в авиапроме

11 декабря 2023, 06:52
Фото: Соцсети
Возрождая отечественную авиационную промышленность, нужно прежде всего возрождать человека думающего, а не слабоумного цифрового инвалида перестройки.

Андрей Злобин, кандидат технических наук

На прошлой неделе в «Новых Известиях» вышла моя публикация на тему возрождения российского авиапрома. Она не прошла незамеченной, а потому я считаю необходимым внести дополнительную ясность в этот вопрос, поскольку имеет место явное недопонимание со стороны некоторых чиновников. Часто можно слышать о цифровых двойниках авиадвигателей и самолетов. Все кажется очень солидным, впечатляющим, заманчиво выглядит на экране компьютера. А как дело обстоит в действительности? Задайте такой вопрос знающему человеку, и он отведет глаза. Еще никто в мире не решил проблему турбулентности, в частности, применительно к аэродинамике самолета и его двигателя. Значит соответствие цифровых двойников реальным авиационным конструкциям весьма условно. Если кто-то начинает выдавать цифровую модель за разработанный самолет или авиадвигатель, будьте уверены — он кривит душой. Знаю, что говорю.

Я многие годы специализировался в ЦИАМ на охлаждении лопаток авиационных турбин, а это одна из самых сложных задач хайтека. Задача настолько трудная, что ее полное решение в цифровой форме выглядит делом очень далекого будущего. Сегодня цифровые двойники преподносятся как средство сокращения сроков разработки и удешевления авиационных конструкций. Инструмент полезный, но упаси бог делать из этого фетиш и приравнивать «двойники» реальным самолетам или их двигателям. Чиновникам для отчетности это удобно, а для авиапассажиров последствия могут быть самыми трагическими. Для быстрого возрождения авиапрома нужны реальные конструкции в металле, а не бесконечные цифровые прожекты. Нужно срочно возрождать подготовку настоящих инженеров широкого профиля, которыми в советское время славилось МВТУ им. Баумана, чтобы реальная, инженерная составляющая авиапрома окончательно не умерла под горами цифровых пустышек.

Использование в инженерной деятельности виртуальных цифровых технологий имеет свои преимущества, однако нужно иметь хорошее образование, развитый интеллект и большой опыт, чтобы не попасть под гипнотизирующее влияние цифры. Увы, многие этого не понимают, и тогда не инженер управляет компьютером, а компьютер и программное обеспечение начинают диктовать инженеру свою волю. Эффект привыкания к конкретному компьютеру, конкретным компьютерным программам становится настолько выраженным, что человек уже не в состоянии действовать иначе как по определенной схеме. Постепенно он теряет способность думать самостоятельно, становится эдаким придатком электронной машины и крайне раздражается, когда от него требуется творческий подход. Вместо того чтобы ускоряться, работа затягивается. Обленившийся мозг не приемлет никаких перемен, начинается самая настоящая умственная деградация. Поскольку за время перестройки на иглу цифровых технологий успели посадить львиную долю молодых авиационных инженеров, слабоумие становится в авиапроме настоящим кадровым проклятием. Одно слово — деменция.

5 декабря вопрос прояснило заседание Президиума Российской Академии наук под председательством президента РАН Геннадия Красникова, посвященное нейрогенетике высших функций мозга. Со вступительным словом выступил вице-президент РАН академик Михаил Пирадов, который подчеркнул актуальность проблемы — сегодня нарушения функций мозга наблюдаются у каждого четвёртого жителя Земли. Дословно выступление содержало следующий тезис: «Часть молодого поколения в развитых странах погружается в виртуальную цифровую реальность, ведущую к „цифровой деменции“. IQ у лиц родившихся в Европе с 1930 по 1980 годы в среднем на 20 пунктов выше, чем у лиц родившихся после 1980 года».

Оболванивание цифрой — это факт. И становится страшно, когда понимаешь всю опасность этого явления применительно к авиации. Ведь от этого зависят жизни людей, находящихся в самолете. У всех еще на слуху череда недавних катастроф западных самолетов, когда летчики безуспешно пытались победить автопилот, упорно направлявший лайнер к земле. Победил безмозглый робот. Самолеты с пассажирами разбились. Это ли не пример цифровой деменции инженеров, проектировавших летательный аппарат? Еще раз повторюсь, я не против цифровых технологий в принципе. Но я убежден, что в вопросе значимости цифры имеется явный перегиб. Возрождая авиапром, нам нужно возрождать человека думающего, а не слабоумного цифрового инвалида перестройки.