Posted 8 декабря 2023, 07:43
Published 8 декабря 2023, 07:43
Modified 8 декабря 2023, 07:45
Updated 8 декабря 2023, 07:45
В прошлом материале «НИ» писали, какие новые штрафы и поборы с людей ввели власти в 2023 году. Но вытряхивать карманы россиян сразу в пользу бюджета слишком опасно — можно получить волну негатива. Зато никто не мешает раскулачивать компании. Народу такой популизм может даже нравиться: идеи отобрать деньги у богатых никогда не потеряют актуальность. И не важно, что в конце концов за всё заплатят конечные потребители.
Суммы таких скрытых поборов с населения могут быть даже куда больше, чем штрафы для физлиц. «НИ» разобрались, какие новые платежи для предприятий появились в 2023 году — вышло немало.
Власти решили бороться с анонимными сим-картами: если оператор сотовой связи оказывает услуги сотруднику корпоративного клиента, но не обладает полной информацией о персоне, то тогда компании полагается штраф на сумму 1–2 млн рублей, а должностному лицу на сумму 100–200 тыс. рублей.
В этот день было опубликовано постановление Правительства, которое вводит новый таможенный сбор на импорт электроники для юрлиц. Теперь действует единая ставка в 30 тыс. рублей независимо от партии. Крупная федеральная торговая сеть может заказать огромную партию смартфонов — заплатит 30 тыс. рублей. Закажет для себя небольшая и небогатая компания один сервер, например, — тоже заплатит 30 тыс. рублей. Вся выручка должна пойти на развитие российской электроники, чья доля, по мнению министра промышленности Дениса Мантурова, должна была удвоиться в 2023 году. Как выяснили «НИ», удвоение не вышло.
Тогда же вступили в силу поправки, которые накладывают на IT-компании оборотные штрафы (зависят от выручки компании) за отказ устанавливать систему СОРМ для хранения трафика пользователей. Первое нарушение оценивается в 0,001–0,003% от годовой выручки, повторное — от 0,01% до 0,03% от выручки. В любом случае штраф будет не менее 1 млн рублей.
Эта дата стала роковой для компаний, специализирующихся на массовом завозе иномарок и последующей продаже в России: значительно вырос утильсбор при оформлении машин на организации. Так, размер сбора для автомобилей с мотором от 1 до 2 л (самый популярный объём) вырос со 178400 рублей до 306 тыс. рублей. А для больших машин с мотором от 3,5 л утильсбор вырос с 445 тыс рублей до 1235000 рублей. Хотя бы для физлиц оставили прежние ставки в 3400 рублей. Но ненадолго…
Владимир Путин подписал закон о налоге на сверхприбыль компаний, чистая прибыль которых в среднем за 2021–2022 годы превышала 1 млрд рублей. Формально новый налог вступает в силу 1 января 2024 года, но если оплатить налог заранее в период с 1 октября 2023 года по 30 ноября 2023 года, то даётся скидка в 50%: эффективная ставка составит 5% от сверхприбыли вместо 10%. Минфин уже собрал в бюджет 305 млрд рублей.
Начали действовать новые экспортные пошлины на уголь, металлы, удобрения и другие товары с привязкой к курсу доллара. Чем американская валюта дорожа — тем выше пошлина. Новая пошлина составляет 4% при курсе 80–85 руб. за доллар США, 4,5% при 85–90 ₽, 5,5% при 90–95 ₽, 7% от 95 руб. и более. Так власти хотят остудить интерес компаний к экспорту товаров на более привлекательные рынки, чтобы в России не возникало дефицита сырья. РСПП оценивает сборы только за один октябрь в 50 млрд рублей. Неплохое подспорье для бюджета.
На этот раз власти решили окончательно закрутить гайки параллельным импортёрам: теперь даже если машина растаможена на физлицо, но перепродаётся в течение 12 месяцев после прохождения таможни, то возникает необходимость доплатить утильсбор по ставкам для организаций. Доплата для самых популярных машин с объёмом мотора 1–2 л составляет 297200 рублей. Теперь есть вариант только везти иномарку под заказ и таможить сразу на себя. «Серые» автосалоны с машинами в наличии уходят в прошлое.
Повторять практику налога на сверхдоходы власти пока не планируют. А вот ввести новый неналоговый сбор — это запросто. Практика введения утильсбора отлично показала, что в России пошлины и налоги можно беспроблемно заменять иными сборами. Не приходится даже делать вид, что эти деньги пойдут именно на безопасную для природы утилизацию. А как назвать новый сбор — утилизационный или инче, дело техники и фантазии законодателей. Так что ждем новых штрафных нововведений для предприятий в грядущем 2024 году.
Начнется новый сезон поборов уже с 1 января 2024 года, когда вступит в силу утилизационный сбор на упаковку — он более 3 лет ждал своей очереди и наконец дождался. Теперь всю ответственность за выпущенную в оборот упаковку будет нести производитель. Будут ли использованную упаковку отсортировывать, перерабатывать или же закапывать на полигоне с другим мусором или сжигать — дело десятое. Но все производители товаров, а значит и покупатели — за счет роста цен, заплатят этот новый утильсбор. Как и другие новые сборы в новом 2024 году.