Posted 8 декабря 2023, 13:42
Published 8 декабря 2023, 13:42
Modified 8 декабря 2023, 13:44
Updated 8 декабря 2023, 13:44
Тема финансового мошенничества становится все более злободневной. Киберпреступники изобретают все больше способов, которые позволяют им обогащаться за счет граждан.
В последние годы рекорды бьет метод «звонков из банка или полиции». Злоумышленники неслучайно маскируются под представителей этих структур.
Звонок от банковских служащих, которые знают все о наших деньгах, счетах, транзакциях, — вызывает определенное доверие. А звонок от представителей силовых структур, как правило, заставляет насторожиться, занервничать. И в том и в другом случае человек теряет бдительность, самообладание и плохо контролирует ситуацию.
Главный специалист отдела комплексных систем защиты информации компании «Газинформсервис» Дмитрий Овчинников:
«Есть много способов мошеннических операций в сфере финансов. Самый популярный и действенный способ — это маскировка финансовых мошенников под представителей банка, полиции, Следственного комитета или иной силовой структуры. Все подобные звонки условно можно поделить на две стадии: ошеломление и получение платежных данных. На первой стадии мошенники всегда пытаются напугать и вывести из равновесия свою жертву, чтобы отключить у нее любые способности к рациональному мышлению. Испуг и страх за свои деньги являются лучшими и самыми действенными мотиваторами».
Эксперт полностью разъяснил организационную схему этого вида кибермошенничества:
«Начинают они, как правило, с того, что запугивают жертву — мол, с вашим банковским счетом что-то происходит: „Осуществляется перевод денег с вашего счета“, „С вашего счета недавно перевели деньги, теперь идет расследование“, „К сожалению, вы подозреваетесь в помощи террористам, потому что ваши средства были переведены на подозрительный счет…„“
Легенды могут быть разными и постоянно меняться, но цель у мошенников одна: напугать жертву, заставить ее сотрудничать. Затем, когда человек уже плохо контролирует, что говорит и кому, аферисты вытягивают из него информацию: коды из SMS и push-уведомлений, номер банковской карты. Далее злоумышленники переводят деньги на свои счета, обворовывая жертву».
Существуют сценарии, когда финансовые мошенники действуют более хитроумно, но для этого им необходима помощь IT-специалистов.
«При более сложных способах обмана у пользователя сначала взламывают учетную запись на „Госуслугах“, а потом звонят ему от имени технической поддержки, сообщают о взломе и просят перезвонить в службу безопасности или каким-либо иным способом подсовывают мошеннический телефонный номер. И ситуация повторяется. Иногда финансовые мошенники даже умудряются заставить жертву взять кредит и перевести его на чужой счет», — говорит специалист.
Увы, это так. Поскольку все мошеннические действия совершаются с согласия самой жертвы — человек сам назвал все коды и пароли, шансов вернуть финансы практически нет. Поэтому правоохранительные органы и банковские сотрудники призывают граждан быть бдительными и осторожными.
Вот топ правил безопасности, которые специалисты настоятельно рекомендуют соблюдать, чтобы не потерять кровно заработанные рубли:
«Более 50 процентов финансовых мошеннических операций в мире проводятся при помощи фишинга, в том числе и при помощи телефонных звонков. Поэтому самый важный бастион для защиты вашего имущества — это ваш разум. Не поддавайтесь на провокации, изучите основные функции Центрального банка, полиции и СК, чтобы не стать жертвой финансовых мошенников. Помните о том, что мошеннические схемы постоянно меняются, но цель остается всегда одна — украсть платежные данные», — резюмирует Дмитрий Овчинников.