В 2022 году попытки финансового мошенничества, по данным аналитиков страховой компании «Ингосстрах» и Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), были совершены в отношении 82% россиян. Таким образом, согласно статистике, количество телефонных звонков с целью незаконного присвоения денежных средств путем мошенничества ежегодно увеличивается.
Начальник отдела информационной безопасности банка «Хлынов» Андрей Попов рассказал, почему нельзя отменить банковскую операцию после отправки средств на чужой счет, если человек осознал свою ошибку, и как обезопасить себя на случай попытки совершения финансового мошенничества.
Эксперт пояснил, что злоумышленники постоянно меняют схемы и методы, чтобы оставаться вне поля зрения служителей закона. В частности, для совершения мошенничества они используют специальные программы для изменения номеров телефонов, представляются сотрудниками банков, правоохранительных органов или работниками иных организаций, вызывающих доверие у граждан.
Один из основных способов финансового мошенничества заключается в том, чтобы обманом заставить жертву перевести кровно заработанные рубли на принадлежащий злоумышленникам счет. Как правило, предлогом для этого становится необходимость совершения каких-либо действий для «защиты» клиента банка от неких лиц, которые якобы пытаются оформить на него кредит, или же обещание выгодной сделки.
По словам Андрея Попова, невозможность отмены перевода и сложность отслеживания потраченных средств создают значительные трудности в борьбе с финансовым мошенничеством.
«Во-первых, денежный перевод является непрерывным процессом. Как только клиент подтверждает перевод, деньги уже не находятся под его контролем. Даже если сразу распознать опасность, перевод может быть уже завершен и средства переведены на счет мошенников. Во-вторых, трудно отследить, куда именно ушли переведенные средства. Мошенники часто используют сложные схемы, переводя деньги через несколько промежуточных счетов, что затрудняет вычисление конечного получателя. Также часто используют сомнительные и трудноконтролируемые системы и технологии, такие как анонимные электронные кошельки, криптовалюты», — пояснил специалист.
Он также сообщил, что современные средства связи позволяют мошенникам получить доступ к личным данным и информации о банковских счетах своих жертв, а затем использовать их для осуществления финансовых переводов. Организаторы мошенничества с легкостью могут оставаться анонимными, меняя номера телефонов, используя VPN, скрывая свое местоположение.
Чтобы не стать жертвой финансового мошенничества, начальник отдела информационной безопасности банка «Хлынов» посоветовал всегда сохранять бдительность и не раскрывать личные данные, а также сведения о банковских картах и счетах по телефону или электронной почте.
Андрей Попов дал несколько рекомендаций, как вести себя в случае, если вам звонят или пишут незнакомые люди, которые под различными предлогами пытаются заставить вас совершить какие-либо действия с вашими накоплениями или сообщить конфиденциальную информацию.
Так, если вы подозреваете попытку мошенничества, ни в коем случае не стоит перезванивать в банк по номеру телефона, с которого вам позвонил потенциальный мошенник, так как при звонке могла быть использована технология подмены номера. Реальные контакты финансовой организации можно найти на ее официальном сайте или на обороте банковской карты.
При получении письма по электронной почте, а также SMS-сообщения или сообщения в мессенджере о том, что с деньгами на вашем счете якобы совершаются какие-то подозрительные действия, ни в коем случае нельзя переходить по указанной ссылке, так как она может вести на фишинговый сайт, содержать программы для кражи данных или заключать в себе иное средство для совершения мошенничества.
Кроме того, следует помнить, что настоящие сотрудники банков никогда не будут обсуждать финансовую информацию клиентов в мессенджерах, зарегистрированных за пределами России, включая WhatsApp, Viber, Telegram и др. Им это категорически запрещено делать. А еще ни один банковский служащий не будет отправлять фото или скан служебного удостоверения клиенту для большей убедительности сказанного.
Не станут настоящие сотрудники банков (любых, включая Центробанк) также просить клиента установить на телефон приложение для удаленного доступа к устройству, так как им это ни к чему. То же самое относится и к работникам правоохранительных органов. Так что если вы слышите от собеседника подобное требование — это стопроцентная попытка финансового мошенничества.
Для идентификации личности звонящего в банк клиента банковские служащие могут запросить у него такую информацию, как номер карты, паспортные данные или кодовое слово. Но чего они точно не будут делать, так это требовать назвать им CVC-код (три цифры на обороте карты), одноразовый код из SMS либо данные для входа в интернет-банк или мобильное приложение.
В случае же, если вы все же потеряли бдительность и сообщили мошенникам персональные данные, эксперт посоветовал срочно заблокировать карту и заказать ее перевыпуск в мобильном приложении или по номеру телефона горячей линии банка.
Финансовое мошенничество несет серьезную угрозу для банков и их клиентов. Поэтому, несмотря на трудности, связанные с отслеживанием и возвратом средств, банкам приходится постоянно развивать и совершенствовать систему безопасности. Клиентам же в свою очередь рекомендуется отслеживать свои финансовые операции и регулярно обновлять пароли и коды доступа к банковским аккаунтам.
В настоящее время российские кредитно-финансовые организации ведут активную работу по обучению нейросетей выявлению потенциальных схем финансового мошенничества, так как именно искусственный интеллект способен проанализировать масштабный объем данных о пользователях и финансовых транзакциях и сделать вывод о возможной попытке мошенничества.
Предполагается, что такая комбинация информационного образования и технических инноваций может сделать борьбу с финансовым мошенничеством и защиту прав пользователей более эффективными.