Posted 7 декабря 2023, 14:11
Published 7 декабря 2023, 14:11
Modified 8 декабря 2023, 06:25
Updated 8 декабря 2023, 06:25
Анна Скудаева
Экспертный доклад о состоянии туризма в стране 6 декабря представили представители Национального туроператора «Алеан». Проанализировав структуру бронирования туров, они пришли к выводу, что за 12 месяцев общий прирост продаж туров на внутреннем рынке страны в 2023 году составит 7% к 2022 году.
«Абсолютными лидерами по объему продаж по итогам года стали пляжные и санаторно-курортные туры. С большим отрывом в общем списке лидируют курорты Краснодарского края (доля от всех продаж — 44%), Кавказские Минеральные Воды — 21%, Абхазия — 12%, Белоруссия — 4% и Крым — 3%», — рассказала Оксана Булах, коммерческий директор Национального туроператора «Алеан».
В первую очередь, россияне, планирующие поездку, тратили деньги на пляжные туры в Краснодарский край, Абхазию, Крым. На оздоровление и лечение — в санаториях Кавказских Минеральных Вод, Краснодарского края, Крыма, Белоруссии. При этом значительно вырос спрос на поездки в страны ближнего зарубежья (Абхазия, Азербайджан, Узбекистан, Армения, Казахстан, Киргизия, Грузия).
По данным экспертов, максимальный прирост продаж среди стран ближнего зарубежья зафиксирован в Абхазию: поток россиян туда вырос на 40%, оттянув в период геополитической нестабильности значительное число путешественников из Крыма.
Почти на треть (+31%) россияне стали чаще ездить в Азербайджан. Больше всего в этой стране россиян интересует отдых на Каспийском побережье, оздоровление в санаториях в Нафталане, а также познавательный туризм — разнообразные городские экскурсии.
После расширения сети железнодорожных маршрутов и увеличения числа авиарейсов между Россией и Белоруссией поток наших туристов в этом направлении вырос в 2023 году на 27%. В республику россияне едут как для осмотра достопримечательностей, так и на лечение в местные санатории, предлагающие разнообразные программы оздоровления.
На четверть (+25%) вырос поток россиян и в Киргизию. Главной точкой притяжения наших путешественников стали санаторные туры на курорт Иссык-Куль.
Если говорить о направлениях внутреннего туризма, то по сравнению с 2022 годом взрывной спрос у путешественников начали вызывать путешествия в Дагестан (+ 60%). Примечательно, что в республику россияне поехали во многом благодаря «сарафанному радио»: побывавшие там путешественники размещают в соцсетях фото интересных мест, что вызывает у их подписчиков острое желание увидеть эти красоты вживую. Среди достопримечательностей, пользующихся наибольшим спросом, туроператоры называют Сулакский каньон, Бархан Сарыкум, а также Старый город Дербента.
Наряду с существенным ростом бронирований отелей Дагестана аналитики отмечают, что в уходящем году существенно выросло число туров в Москву (+27%). В столице особый интерес вызывает выставка-форум «Россия» на ВДНХ и всесезонные тематические музеи.
В 2023 году произошел заметный рос турпотока в Анапу (+24%), Подмосковье (+23%), а также Геленджик и Туапсе (+20%). Повышение интереса к курортам Краснодарского края специалисты туроператора «Алеан» объясняют переориентацией россиян на внутренний туризм. В этом году загруженность отелей на перечисленных черноморских курортах выросла до 80-90%.
Что касается Подмосковья, то здесь основными заказчиками оказались жители столицы и регионов Центральной России, предпочитающие отдыхать неподалеку от дома. Наиболее популярными объектами бронирования в Средней полосе стали уютные загородные отели, а также оснащенные всем необходимым комфортабельные коттеджи на берегах рек и озер.
Значительная часть россиян выбрала в этом году дальние путешествия по стране. Пока по объемам приема гостей они существенно уступают черноморским курортам и столичным достопримечательностям, однако по сравнению с прошлым годом особенно значительный рос турпотока произошел на Сахалин и в Хакасию (+500%), а также в Приморский край, Адыгею, Кемеровскую и Мурманскую области (+300%). Аналитики полагают, что сложившиеся тренды отражают общий рост интереса граждан ко внутреннему туризму, к изучению своей страны.
Во время высокого сезона (с июня по сентябрь) бесспорным лидером бронирований (68%) остается отдых на море (средний чек — от 62 до 75 тысяч рублей, в зависимости от локации), а также оздоровление на курортах (20%). На загородный отдых в ближайших регионах приходится 8% продаж, на познавательные экскурсионные туры — 2,5%, на путевки в детские лагеря — 1%.
«Если говорить о межсезонье, то здесь почти половину бронирований (43%) составляют заявки на оздоровление в санаториях, приморские курорты сохраняют долю 29,5% бронирований. При этом увеличивается интерес к местным загородным отелям и домам отдыха (14% заказов), а также спрос на активный туризм, в том числе поездки на горнолыжные курорты (11,5%)», — отметила Оксана Булах.
При этом доля познавательного экскурсионного туризма составляет около 2% от всех бронирований отелей.
Аналитики отмечают, что за минувший год средняя продолжительность пляжного отдыха россиян сократилась на 7,8%, а чек при росте цен в 12,5% увеличился в среднем на 6%. Особый успех у туристов в этом году имели отели, работающие по принципу «все включено»: их загрузка достигала 90%. Те туристы, которые не смогли отправиться на лечение за рубеж, выбрали местные санатории, что обеспечило владельцам существенный рост продаж.
Интересным трендом этого года эксперты «Алеан» называют то, что многие путешественники, выбирая активный или оздоровительный тур, стараются совместить «приятное с полезным»: заказывают оздоровительные процедуры и одновременно стремятся к тому, чтобы осмотреть местные достопримечательности: побывать на экскурсиях и тематических турах. Набирают популярность специализированные экотуры, ретрит-туры, йога-туры, а также семейный отдых в глэмпингах.
Стремительно растет и спрос на отели, куда разрешен заезд с домашними животными. Многие россияне не мыслят семейный отдых без любимых питомцев — кошек и собак. Те отельеры, которые вовремя успели «поймать тренд», получили существенный рост заказов.