Поздним вечером в понедельник, 4 декабря, президент Владимир Путин провел ежегодное заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека, в ходе которого президент:
— назвал поддержку бойцов СВО одним из главных вопросов СПЧ;
— поддержал участие СПЧ в подготовке нового единого учебника по обществознанию;
— призвал правозащитников внимательно отнестись к ситуации в новых регионах;
— поручил поддержать женщин, состоявших в гражданском браке с погибшими в Украине бойцами;
— предостерег западные страны от «свинства» в отношении проживающих там русских;
— согласился с тем, что в ситуации с мигрантами нужно соблюдать «этнокультурный баланс»;
— допустил амнистию «некоторых категорий женщин».
Путин заявил, в частности, что Россия не отказывается от принципов, заложенных в Декларации прав человека, о том, что нужно выявлять каждый случай уродливого явления пыток в тюремной и правоохранительной системах РФ, надо принять решения по амнистии некоторых категорий женщин, которые находятся в местах лишения свободы за ненасильственные преступления.
Кроме того, на заседании обсуждалось и продление государственной концепции по увековечиванию памяти жертв политических репрессий, поскольку ее действие заканчивается в этом году. Путин согласился, что работу по сохранению памяти о жертвах нужно продолжить.
Комментаторы же обратили особое внимание на заявление Путина о том, что политические репрессии не должны повторяться в истории страны: «Отсутствие права как такового в решении судеб людей — оно неприемлемо, если мы хотим, чтобы у страны было будущее».
По словам президента, советские репрессии, во время которых за решеткой оказывались как противники советского строя, так и «совершенно случайные люди», нанесли «огромный, трудновосполнимый ущерб для нашего народа и для нашего государства».
Эксперты задаются вопросом, не сигнализируют ли они о неких переменах во внутренней политике государства.
Журналист Екатерина Винокурова в этой связи пишет, что аргументы, прозвучавшие на заседании, оценивать рано: «На что стоит обратить внимание по вчерашней встрече президента с Советом по правам человека:
Политолог Михаил Виноградов тоже советует не спешить радоваться, а подождать конкретной реакции государственных чиновников на слова своего президента: «В телеграмах пишут, что вчерашний СПЧ — это прямо оттепель, реабилитация всеобщей декларации прав человека, замена чучхеистской риторики чем-то менее героиновым и вообще сигнал всем недостаточно больным силам, что все не совсем зря. Плюс еще Матвиенко попробовала снизить градус ада в воздухе и все это почти смена вех.
Тут всегда трудно определить, где авторы — точные аналитики, а где — безнадежные романтики.
Со скептической аудиторией это так не работает. Она либо вовсе пропускает мимо ушей такие сигналы, поскольку утратила интерес к словам, а замечает только действия. Либо привыкла к тому, что после каждой такой декларации о намерениях все происходит строго наоборот. И всякий раз переподтверждает свою картину мира.
Для того, чтобы сигнал сработал, недостаточно просто его дать. Важно, чтобы на том конце его ждали и хотели вслушиваться».
Эксперт канала «Мастер пера» считает, что все дело в конкретной аудитории, к которой обращается президент: «Оттепельные» сигналы сверху на заседании СПЧ, конечно, были необходимы в сложившейся ситуации, которая нуждается в уравновешивании на фоне многочисленных перекосов и перегибов. На вручении верительных грамот послам тоже были сделаны такие обнадеживающие и миролюбивые заявления, которые больше соответствовали бы другому периоду международных отношений, а не такому, как сейчас. Однако тон тому или иному мероприятию задаёт его формат. То, что уместно на Всемирном русском соборе, не всегда подходит к встрече с правозащитниками, пусть даже их состав и настрой сильно поменялись. А то, что адресуется внутренней аудитории, зачастую не годится при выступлениях для внешнего зрителя. Такая разница в подходах существовала всегда, но сегодня ее нюансы проявляются особенно ярко и связаны как с непростой обстановкой, так и с задачами актуальной повестки. Сложившиеся условия запрашивают тонкую балансировку, а это такой сложный механизм, который требует выверенной риторики каждый день в зависимости от обстоятельств и ожиданий конкретных слушателей. Это не значит, что наверху допускается корректировка курса хотя бы на некоторых направлениях, но это означает, что предстоящие выборы представляют собой более трудоемкий процесс, чем это можно себе представить, а вызовы сегодняшних реалий гораздо глубже и заковыристей, чем принято считать».