Posted 4 декабря 2023, 11:08
Published 4 декабря 2023, 11:08
Modified 4 декабря 2023, 11:10
Updated 4 декабря 2023, 11:10
Как уже сообщили «Новые Известия», воскресенье, 3 декабря были побиты многолетние рекорды по количеству выпавшего снега. По последним данным, только в Москве такого не было все 145 лет метеорологических наблюдений. Теперь на смену западному циклону на территорию России придет северная стужа: метеорологи уже прогнозируют, что на двух третях нашей страны
в ближайшие дни наступят аномальные холода. А в Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, Тюменской, Челябинской областях и на Алтае еще и сильные ветер и осадки, заносы и гололедица. Именно последнее обстоятельство больше всего и тревожит россиян, поскольку скользкие или заваленные снегом тротуары и дороги оборачиваются тяжелыми травмами и автоавариями.
Борьба с обледенением в нашей стране традиционно идет с переменным успехом. Причем, у пешеходов и автомобилистов требования порой диаметрально противоположные. К примеру, питерские водители жалуются на то, что коммунальщики засыпали город «чистой солью без песка», сообщает канал «Ньюсач/Двач», со ссылкой на паблики нескольких районов: «В результате на некоторых дорогах образуются скопления кучек соли. Какого хрена в городе соль?! Должен быть реагент, он не так вреден для резины!».
С другой стороны, пешеходы ворчат на реагенты, которые не только портят обувь, но и окружающую среду.
Единого средства борьбы с гололедицей в России, как видим, нет. Где-то пользуются обычной солью, где ее смешивают с песком, где-то запасаются реагентами. А как обстоит дело в других странах?
Необычный выход из положения, который, правда, годится лишь в городских условиях, нашли поляки: кофейная гуща. К примеру, ей посыпают улицы главных польских городов — Варшавы и Кракова, а собирают прямо на месте — в кафе и ресторанах.
Заснеженная Финляндия давно не пользуется химическими реагентами, а только каменной крошкой. Снег остается таким образом экологически чистым, так что его можно собрать и сбросить в море без особого вреда, чтобы при необходимости снова собрать со дна гравий и разбросать по дорожному полотну. Безотходное производство.
В соседней Швеции двадцать лет назад додумались смешивать мелкий песок с очень горячей — 90-95° С — водой в пропорции 7/3. Эту смесь и разбрызгивают на тротуары и дороги, и вполне успешно, и тоже — экологически чисто!
Примерно, как в Финляндии выходят из положения в Германии мелкие камешки, которые весной собирают с дорог, чтобы использовать вновь.
В некоторых штатах США, к примеру, в Вирджинии и Мэриленде, дороги посыпают хлоридом магния, добытый поблизости из Великих соляных озер.
А вот в штате Теннесси, асфальт обрабатывают картофельным соком (!). Дело в том, что там нет недостатка в больших предприятиях по производству спирта, как раз из картофеля. Так что побочного продукта остается много.
А вот в штате Айдахо подошли к делу с научной точки зрения, разработав новый, пока что экспериментальный вариант дорожного покрытия, в котором содержится стекло повышенной плотности, а также солнечные батареи, защищающие дороги от обледенения.
Севернее, в Канаде над асфальтом тоже «колдуют» ученые: в него добавляют еще при укладке смесь на основе хлористого кальция, под названием верглимит — она способна вызвать таянье снега и льда.
А в канадских провинциях Онтарио и Квебек привычную соль смешивают с соком сахарной свеклы, поскольку этот раствор застывает только при температурах ниже –20° С.
Не так давно, кстати, как сообщил канал «Авто.ру online», Росавтодор подготовил Единые правила применения противогололедных материалов (ПГМ) на загородных трассах, поскольку действующие сегодня рекомендации уже устарели. А кроме того, по словам дорожников, реагенты ежегодно дорожают, и борьба за зимнюю безопасность обходится «в сотни миллиардов рублей в год». В новых правилах, в частности, сказано, что при снегопаде интенсивностью 3 сантиметра в час машины с реагентами должны появляться на дорогах в течение 30–40 минут после начала снегопада. Но если интенсивность дошла до 8 сантиметров в час, то приступать следует безотлагательно. Более того, по новым ГОСТам снежную массу, образовавшуюся после обработки реагентом, следует удалять не позднее, чем через три часа. Запретят дорожным службам пачкать реагентами при нанесении ПГМ встречные автомобили. И еще: противогололёдные материалы обяжут применять в местах концентрации ДТП, на участках с ограниченной видимостью, перекрёстках, крутых уклонах и «выделенках». Правда, все это будет принято и утверждено только в следующем году, после обсуждения.