Posted 3 декабря 2023, 16:13
Published 3 декабря 2023, 16:13
Modified 3 декабря 2023, 16:15
Updated 3 декабря 2023, 16:15
Издательство Московской патриархии сообщило на своем сайте о выходе в разделе «Детские книжки» сборника, в котором рассказывается о православном отношении к светской власти и войне. Название миниатюрной книжицы, которая поместится в карман, исчерпывающее: «Жить — Родине служить».
В самом же сборнике собраны разного рода наставления, которые касаются не только детей, но и военнослужащих — им книжка должна облегчить фронтовую жизнь, внушая простую мысль: быть убитым, защищая родину — самый легкий путь в рай.
В аннотации к ней говорится: «Русские пословицы и поговорки учат нас тому, как нужно относиться к Родине, как избавиться от страха и возмущения несправедливостью, как обрести бодрость и ясность мысли. Пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей, настраивают на военные будни и укрепляют волю к победе. Настоящий сборник отлично характеризует русская пословица: „Маленькая книжка, а духовно объемиста“.
Сборнике разбит на следующие главки:
— «Всякая власть от Бога»,
— «Земля Русская вся под Богом»,
— «Святые отцы о войне, мире и российском воинстве»,
— «Призовут — мы не потужим: Родине послужим»,
— «Без рытья нет на войне житья»,
— «Строевая подготовка — сила, бравость и сноровка»,
— «Стойкий солдат не знает слова „назад“,
— «Тайну храни — честь береги»,
— «О врагах нашей Родины» и другие…
Кроме того, содержит книжка и высказывания разных российских православных деятелей, в частности, архиепископа Иннокентия Херсонского и Таврического, который еще 170 лет назад комментировал во время Крымской войны (1854-1855) легендарную оборону Севастополя: «Хвала и честь вам, защитники Севастополя!» Правда, Крымскую войну Россия, как известно, проиграла, после чего начались в ней глобальные социально-политические и экономические реформы, в том числе, и отмена крепостного права.
Приводятся в сборнике и слова преподобного Макария Оптинского, утверждающего, что умирать на войне не страшно, потому что «положившие живот свой на брани, верно, получат оставление грехов, и многие увенчаются нетленными венцами славы Небесной».
Ну, а кроме того, внушается читателям и мысль о безусловном подчинении светской власти: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению».
Тут обращает на себя внимание и такое важное обстоятельство, что сам основатель христианской церкви был активным противником любого насилия, в том числе, разумеется, и убийства. В знаменитой Нагорной проповеди Иисус Христос не только недвусмысленно заявляет «не убий», но еще и добавляет, что грех на себя берет любой еще только помысливший об убийстве.
Утверждал Иисус и недопустимость мщения своим врагам, заповедуя подставить ударившему вас по щеке еще и другую щеку. Более того, заявлял Христос и вовсе немыслимое: «Любите врагов ваших!».
Единственное, что всегда смущало его последователей, это фраза «Не мир пришел Я принести вам, но меч». Многие христиане находят в ней оправдание войны, как необходимой обороны. Однако, есть и другое, не менее убедительное толкование этих слов. Дело в том, что слово machaira, которое переведено в Евангелии как «меч», означает еще и жертвенный нож. То есть, вполне логично, что Христос пришел в мир, чтобы принести себя в жертву. Что и произошло в итоге.
Как видим, проповеди Иисуса Христа нельзя назвать иначе, чем пацифистскими. А то, что произошло с его учением позднее, следует списать на «творческое развитие», необходимое для оправдания так называемой «справедливой войны». Этим и занимались многие деятели христианской церкви, и настолько «успешно», что с христианизацией Европы, а затем и Америки, и Африки, и отчасти Азии, войны не только не прекратились, но стали еще ожесточеннее и кровопролитнее. Такое вот получилось в итоге христианство.
Тем временем, как стало известно на прошедшей неделе, Русская православная церковь хочет узаконить правовой статус священников, которые отправляются в зону СВО, приравняв их к военнослужащим в социальных правах. Духовенство, по всей вероятности, будет находится в двойном подчинении — и у собственного священноначалия и руководства ВС РФ. Кроме того, по всей видимости, священникам будет запрещено выдавать орудие и боеприпасы. Таким образом, наконец, завершится история с возрождением в армии института военных капелланов.