Ирина Лебухова
Еще два года назад российские автомобилисты, полагаясь на европейские бренды, не испытывали проблем с переобувкой шин. Теперь же многие премиальные европейские, американские и японские шинные бренды покинули Россию.
На сегодняшний день китайские производители предлагают вполне неплохую резину — она проверена морозами, брать можно смело, считает автоэксперт Алексей Хабаров. Кстати, в условиях российского Дальнего Востока «китайцы» сегодня — это 90% рынка.
Прежде всего, советуют эксперты, не экономить, а обуваться сразу «оптом». То есть, покупать четыре колеса.
«Есть такая хорошая фраза: „кроилово ведет к попадалову“. То есть надо брать полностью комплект зимней резины, вне зависимости от того, какая у тебя машина — передний привод, задний привод. Тормозят ведь все четыре колеса, поэтому надо брать одинаковых четыре колеса. С хорошим остатком, если мы говорим о резине б/у. Пожалуй, лучший вариант — купить новую резину с шипами. Хотя народ спорит, что шипы могут себя не так повести. Но все-таки шипы дают большую уверенность на льду, чем так называемая липучка».
При выборе «липучки» эксперт советует удостовериться, что сама резина мягкая, а также обратить внимание на год выпуска:
«Колесо начинает работать — когда резина едет, происходит трение, она нагревается, становится, как пластилин. Собственно, поэтому она так и называется. Прилипает к асфальту, ко льду, к снежному накату. Если мы говорим о новой резине, но не этого года выпуска, то, конечно, это не должна быть резина, условно говоря, 2015-го года, которая восемь лет на складе пролежала и потеряла уже свои свойства».
Если же резина все же какое-то время пролежала на складе, надо посмотреть на ее боковую сторону: удостовериться в отсутствии микротрещин. Поскольку это все же резиновое изделие, при неправильном хранении оно может потрескаться, а значит, через некоторое время начнет спускать и быстро выйдет из строя.
Одинаковое правило и для новой и для б/у резины — проверить, нет ли порезов. Особенное внимание нужно уделить колесам «с направлением».
«Такая шина сконструирована таким образом, что ее нужно ставить в том порядке, как указано стрелочкой, чтобы она крутилась в нужную сторону, тогда резина там будет работать. Не все об этом знают и думают, что нет разницы. Если резину купили с направлением, а такой резины сейчас много, то обязательно ставим так, как указано на стрелке», — предупреждает эксперт.
Пока же новые авто, как правило, продаются с шинами ненаправленными. Для дороги с сухим асфальтом разницы особенно и не заметишь, а вот во время или после дождя разница на лицо: «стрелочки» ведут себя существенно стабильнее.
При покупке резины, на которой уже кто-то катался, обязательно нужно посмотреть на остаток проектора (допустимая высота вершины канавки), чтобы он был достаточно большим. Для этого на резине есть цветные маркеры — синие, красные, желтые полоски. Они стираются при эксплуатации. То есть, по ним можно определить, насколько колеса б/у.
Еще один лайфхак при выборе чьих-то бывших колес, это проверить, застревают ли камни в протекторе:
«Если камни в этих микропрорезях резины держатся, то резина еще жива. А если камушек, монетка не держится — есть ли смысл брать эту самую резину?»
Обмануть покупателя, выдав катанные шины за новые, довольно сложно. Например, на них выпукло нанесен год выпуска — этого не подделаешь. Видны невооруженным глазом кривизна колеса и заплатки. Но самое главное, указал автоэксперт — нужно непременно перед покупкой потрогать резину руками. Но если покупка происходит онлайн, то верить на слово продавцу — опасно.
«Продавец может снять резину на фото в определенном свете и ракурсе, потому надо смотреть по факту. При личной покупке, конечно, все видно. Поэтому тут обмануть на самом деле сложно, только если на словах», — подытожил Алексей Хабаров.
Напомним, что ведущие бренды шин ушли из России из-за санкций, а новые пока не до конца проверены. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин рассказал в беседе с «Новыми Известиями», каким производителям можно доверять и сколько сейчас стоит переобувка.
Главное, не стоит рисковать. Зимние шины, которые отличаются от летних не только рисунком протектора, но и химсоставом необходимы, чтобы даже в глубокий «минус» машина оставалась на ходу. Свойства будут утеряны, если эксплуатировать колеса при температуре, выходящей за рамки диапазона, обозначенного производителем. Резина теряет эластичность, пропадает сцепление с дорогой, обеспечить минимальный тормозной путь становится сложнее. Но эти прописные некоторые автолюбители почему-то не соблюдают.