Posted 28 ноября 2023,, 00:11

Published 28 ноября 2023,, 00:11

Modified 28 ноября 2023,, 00:13

Updated 28 ноября 2023,, 00:13

Находка ученых подняла спор об истинности «лабораторного» происхождения ковида

Находка ученых из КНР подняла спор об истинности «лабораторного» происхождения ковида

28 ноября 2023, 00:11
Фото: Midjourney

Находка ученых подняла спор об истинности «лабораторного» происхождения ковида

Теорий о происхождении вируса было высказано немало, однако большинство из оставшихся попадают под три возможных сценария.

Китайские ученые обнаружили еще один коронавирус летучих мышей, имеющий ту же особенную мутацию, которой обладает COVID-19. Как пишет Daily Mail, некоторые эксперты считают это доказательством того, что Sars-CoV-2 (вирусный возбудитель COVID-19) не был создан в лаборатории.

Речь идет об участке расщепления фурина — той самой части, благодаря которой COVID-19 быстро заражал людей.

Фурин — это, с одной стороны, фермент, расщепляющий белок в месте спаренных основных аминокислот и превращающий его в активные и зрелые формы. С другой стороны, фурин представляет собой своего рода ворота для ряда инфекций в человеческий организм. Сайт расщепления фурином позволяет вирусу более эффективно связываться и высвобождать свой генетический материал в человеческую клетку, что является одной из причин того, что вирус легко передаётся.

Как отмечает издание, фурин был одной из центральных точек в спорах о происхождении коронавируса. Некоторые эксперты утверждали, что он мог быть получен только в ходе лабораторных экспериментов.

В статье говорится, что у недавно обнаруженного вируса есть еще одна особенность. Вирус, известный как TyRo-CoV-162275, на 98% идентичен коронавирусам, найденным у панголинов — животных, которых некоторые эксперты подозревают в передаче COVID-19 человеку.

Критики так называемой «теории лабораторной утечки» рассматривали такое открытие как доказательство того, что вирусы, подобные COVID-19, возникают в дикой природе и передаются между видами.

Дискуссия о происхождении коронавируса

Вообще теорий о происхождении вируса было высказано немало, однако большинство из оставшихся попадают под три возможных сценария:

• Вирус эволюционировал естественным путем, прежде чем перейти к человеку от инфицированного животного
  • Вирус развился естественным путем, однако сотрудник лаборатории заразился от образца и случайно «пронес» его в сообщество
  • Ученые лаборатории манипулировали образцами вируса и случайно или намеренно выпустили патоген

Так, ряд ученых, ФБР и американское министерство энергетики считают, что вирус случайно вырвался из лаборатории Уханьского института вирусологии.

Другие эксперты, в том числе бывший врач Белого дома Энтони Фаучи, полагают, что вирус возник в организме летучих мышей, затем — передан промежуточному животному, не исключено, что именно панголинам, а затем распространился среди людей.

Что говорят исследования

В рамках исследования, которое проводилось еще задолго до пандемии — в 2016–2017 годах, ученые из нескольких зоологических и научных академий Китая собрали образцы 20 различных видов летучих мышей в провинциях Юньнань и Гуандун — соответственно в 994 и 620 милях от эпицентра пандемии Covid-19 города Ухань, отмечает Daily Mail.

Эксперты выяснили, что девять видов летучих мышей являются носителями 58 коронавирусов летучих мышей, и смогли получить полноразмерные геномы двух из этих вирусов.

Так, у большой бамбуковой летучей мыши был обнаружен TyRo-CoV-162275 — штамм, тесно связанный с группой летучих MERS-подобных коронавирусов, циркулирующих у панголинов.

Вторым штаммом, у которого удалось получить полноразмерный геном, был TyRo-CoV-162269. Этот штамм, указывали ученые, тесно связан с другим типом коронавируса летучих мышей.

Ученые, не участвовавшие в исследовании и считающие, что COVID-19, скорее всего, возник естественным путем, заявили газете, что полученные результаты подтверждают версию в пользу естественного происхождения вируса.

По словам вирусолога из Уорикского университета Лоуренса Янга, существуют ряд исследований, свидетельствующих о естественном происхождении ковида. Вместе с тем, полагает он, вряд ли научное сообщество выяснит точное происхождение COVID-19.

Другие эксперты настаивают на том, что обнаруженный вирус даже близко не связан с вирусами SARS, одним из которых является COVID-19.

Так, химик-биолог из Университета Ратгерса в Нью-Джерси Ричард Эбрайт заявил, что вышеупомянутое исследование не дает совершенно никакой новой информации, касающейся происхождения SARS-CoV-2. По его словам, те два вируса не являются коронавирусами, связанными с SARS. Вирусы, обнаруженные у летучих мышей, были мербековирусом и никтаковирусом. Они, указал эксперт, принадлежат к другим группам коронавирусов.

Эбрайт убежден, что предшественник COVID-19 был доставлен в Ухань учеными из лаборатории и затем подвергся экспериментам.

Пандемия COVID-19 — пандемия из-за распространения коронавируса SARS-CoV-2. Вспышка заболеваемости вирусом впервые была зафиксирована в китайском городе Ухане в декабре 2019 года.

30 января 2020 года ВОЗ объявила эту вспышку чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение. Весной -11 марта — было объявлено о пандемии.

По состоянию на 21 ноября 2023 года зарегистрировано свыше 772 миллиона случаев заболевания по всему миру; подтверждено более 6,9 млн летальных исходов заболевания.