Posted 27 ноября 2023,, 12:41

Published 27 ноября 2023,, 12:41

Modified 27 ноября 2023,, 12:43

Updated 27 ноября 2023,, 12:43

Пираты идут ва-банк: блокировка хуситами проливов кратно увеличит цены на нефть

Пираты идут ва-банк: блокировка хуситами проливов кратно увеличит цены на нефть

27 ноября 2023, 12:41
Эксперты утверждают, что в случае, если йеменские боевики при поддержке Ирана, блокируют оба пролива на нефтеперевалочном маршруте, то каждая вторая мировая экспортная тонна нефти может остаться в порту.

Американские военные при поддержке японского эсминца задержали пятерых пиратов — йеменских хуситов, захвативших танкер Central Park в Аравийском море у берегов Йемена. Боевики попытались скрыться на лодке. Но их удалось остановить, сообщило агентство AP. Все вооруженные люди, захватившие судно были задержаны моряками военного корабля Mason ВМС США.

Однако во время операции по освобождению танкера в сторону американского военного корабля с территории Йемена были выпущены 2 баллистические ракеты, но по данным Пентагона они не долетели до цели.

Известно также, что танкер Central Park перевозит фосфорную кислоту. Танкер шел под началом турецкого капитана. Среди членов команды граждане России, Вьетнама, Болгарии, Индии, Грузии и Филиппин. Хуситы предполагали, что судно перевозит нефть и намеревались конфисковать ее для своих надобностей. Для этого они хотели оттраспортировать танкер в порт Ходейда. В момент нападения боевиков экипажу удалось запереться в безопасном помещении и подать сигнал бедствия.

Хуситы играют за Иран

Между тем, этот инцидент, а также подобный с захватом хуситами другого торгового судна в Красном море, может серьезным образом отразиться на нефтяных ценах, поскольку йеменские хуситы угрожают перекрыть жизненно важный нефтеперевалочный маршрут — Баб-эль-Мандебский пролив, заявляя, что любой корабль, пересекающий пролив, будет считаться «законной целью».

Как известно, Баб-эль-Мандебский пролив служит перевалочным пунктом морского пути между Африканским Рогом и Ближним Востоком, соединяющий Красное море с Аденским заливом и Аравийским. Причем на него приходится около 10% мирового торгового грузооборота. Через Баб-эль-Мандебский пролив проходит около 250 млн тонн нефти и нефтепродуктов ежегодно. То есть большая часть экспорта нефти и природного газа из Персидского залива, который идет транзитом по Суэцкому каналу или трубопроводу SUMED.

В 2018 году Саудовская Аравия перестала отправлять танкеры через пролив, после нападения хуситов на два ее судна. Транспортировка грузов по проливу ненадолго была приостановлена, но полной блокировки не случилось.

Известно, что хуситы существуют при финансовой и военной поддержке Ирана, так что блокировать судоходство в Баб-эль-Мандебском проливе и даже, наверное, угрожать такой возможностью они вряд ли могут без согласования с Тегераном.

А Иран как раз назло саудитам и ОПЕК наращивает добычу 3,6 млн барр./сутки сейчас и 5,7 млн барр. нефти/сутки в перспективных планах, уверены аналитики канала Neftegram.

Кроме того, вся эти события вокруг Баб-эль-Мандебского пролива происходят как раз накануне принятия ОПЕК+ решения о своей производственной политике. Правда, не исключают эксперту и другой версии: эта ситуация выгодна США, чтобы обозначить свое военное присутствие в Красном море и досматривать проходящие танкеры, в том числе и на предмет возможной перевозки ими российской нефти.

Блокада проливов приведет к взрывному росту цен на нефть

В этой связи эксперт Евгений Огородников согласен в том, что израильский форпост дает Америке контроль над Ближним Востоком и двумя стратегическими проливами: Ормузским и Баб-эль-Мандебским, поскольку именно через эти два узких горлышка идет каждая пятая тонна нефти, добытая в мире:

«Остро стоит вопрос безопасности судоходства в Ормузском проливе, шириной 54 км, выход к которому есть у Ирана — государство не дружественное Штатам.

Перекрытие Ормуза приведет к энергетическому кризису намного более острому, нежели был в 1970-х годах. Каждая вторая мировая экспортная тонна нефти может остаться в порту. В этом случае произойдет кратный рост цен на нефть.

Повышение цен на заправках — само по себе неприятно, но это разгонит инфляцию, что чревато разносом и обрушением долговых пирамид в США, Японии и Европе. Нельзя сказать, что Ближний Восток не готовится к этому сценарию. ОАЭ и КСА построили мощные трубопроводы, чтобы иметь альтернативные способы отгрузки нефти».

Маршрут через Красное море станет крайне дорогим

Сетевой аналитик Анатолий Несмиян тоже не исключает того, что Россия тоже может пострадать от блокады этих проливов: «В связи с пиратством в Красном море и Аденском заливе уже появляются предложения о военизированном сопровождении. Ценники — от 500 тысяч долларов за проводку одного судна и выше. В свое время на проводке караванов через те же места ЧВК поднимали до 6-8 миллионов долларов за караван и были очень рады появлению сомалийских пиратов, создавших для них бездонный рынок. Сейчас ситуация посерьезнее, так как хуситы — это, по сути, квази-государственные парамилитарные силы с соответствующим вооружением и техникой. Поэтому цена проводки может быстро вырасти в 3-4 раза. Это вам не сомалийцы на лодках и с калашами, тут народ серьезнее.

Плюс неизбежное повышение страховок в связи с рискованностью судоходства в данном районе. Возможен вариант, что торговый маршрут через Красное море станет крайне дорогим, а это неизбежно ударит и по ценам на перевозимые товары. Кстати, именно через Суэцкий канал и Красное море отправляется российское зерно в Африку, российская нефть в Индию и в Китай. Если учесть, что хуситы — союзники Ирана, то возникает весьма любопытная ситуация, бьющая по интересам российских бизнесменов. По идее сейчас в Сану должен лететь десант российского МИДа, но в том и проблема, что Россия у хуситов не котируется никак. А потому обсуждать нечего».