Posted 24 ноября 2023, 12:43
Published 24 ноября 2023, 12:43
Modified 24 ноября 2023, 12:45
Updated 24 ноября 2023, 12:45
По данным The Washington Post, в проекте согласилась принять участие государственная Китайская железнодорожная строительная корпорация. При этом организация согласна на участие только при соблюдении полной конфиденциальности и при замене её установочных данных во всех контрактах. По предварительным оценкам, такое строительство может обойтись налогоплательщикам РФ в $5 млрд.
Издание пишет, что российско-китайские встречи прошли в конце октября и были вызваны растущей обеспокоенностью России по поводу безопасности Крымского моста. Там, среди прочего, утверждается, что строительство тоннеля вблизи существующего моста столкнется с огромными препятствиями, поскольку такие масштабные работы, которые обойдутся в миллиарды долларов и займут годы, никогда не проводились в зоне боевых действий. Но, несмотря на сомнения в жизнеспособности этого плана, по мнению экспертов, у России есть очевидные причины для его реализации. Проект также несет политические и финансовые риски для Китая, который никогда официально не признавал российскую принадлежность Крыма и чьи компании могут попасть под экономические санкции. Подлинность электронных сообщений подтверждена другой информацией, отдельно полученной изданием, включая регистрационные файлы компаний, о недавней регистрации Крыму российско-китайского консорциума с участием лиц, указанных в электронных письмах.
В электронных письмах упоминаются встречи с китайскими делегатами в Крыму. В одном из них от 4 октября говорится, что Китайская железнодорожная строительная корпорация (CRCC) «готова обеспечить строительство железнодорожных и автодорожных объектов любой сложности в Крымском регионе». CRCC построила многие из крупнейших автомобильных и железных дорог в Китае. В последние годы она помогла расширить системы московского метрополитена. Однако, компания не ответила на просьбу The Washington Post прокомментировать эту информацию.
Предложение о строительстве тоннеля выдвигается на фоне того, что Россия продолжает реализацию других инфраструктурных проектов, пишет издание. В том числе, на последних спутниковых снимках видны новые участки железной дороги вдоль побережья Азовского моря., цитирует канал BRIEFLY.
Электронные письма также говорят об усилиях Китая по сохранению секретности. В одном из писем подчеркивается, что CRCC будет участвовать в проекте только на условиях «строгой конфиденциальности» и что в любых контрактах название компании будет заменено на «другое, неаффилированное юридическое лицо». В другом письме упоминается китайский банк, готовый «конвертировать свои долларовые средства в рубли для их перевода в Крым для финансирования проектов [консорциума]».
Интересно, что американские официальные лица и эксперты опрошенные изданием, были удивлены, что CRCC рискнула принять в этом участие, учитывая риск санкций и диверсий. «Было бы странно, если бы консорциум крупных фирм КНР или правительство поддержали такой проект. Этот проект — довольно легкая мишень для уничтожения украинцами», — сказал один из американских чиновников.
Тем не менее, эксперты считают, что строительство тоннеля под Керченским проливом технически возможно и что Китай обладает необходимым опытом и оборудованием. Это будет грандиозный проект, сравнимый по масштабам с тоннелем между Данией и Германией, строительство которого ведется уже восемь лет. Его стоимость превысит 8,7 млрд долларов. Он станет самым длинным тоннелем в Европе после завершения строительства в конце этого десятилетия.
Эксперты также полагают, что Москва может рассматривать тоннель как более долгосрочную инвестицию, призванную обеспечить надежную связь с территорией, которая может оспариваться в течение десятилетий.
Для Кремля Крым имеет символическое значение, поэтому «важно соединить его с Россией-матушкой», говорит эксперт по России и западным санкциям Международного института стратегических исследований Мария Шагина.
А вот Китай, вероятно, будет настаивать на хотя бы частичном владении тоннелем. Китай также мог бы финансировать проект или вернуть деньги, взимая плату за проезд или в счет поставок российской нефти и газа. Подземные работы могут идти с минимальным риском, однако тысячи работников, дорогостоящее оборудование и огромные строительные площадки окажутся в зоне досягаемости украинских ракет, считают эксперты.
Из-за угрозы ракетных атак Россия и Китай, скорее всего, не смогут использовать самые современные методы строительства. Вместо этого им останется положиться на традиционные технологии. Один из экспертов издания, инженер, работавший над несколькими крупнейшими в мире тоннельными проектами, оценивает тоннель под проливом не менее чем в 5 млрд долларов. И его реализация потребует от российских военных защиты «не только пролива, но и необходимых производственных площадок» на берегу.
Любопытно при этом напомнить, что планах строительства тоннеля было известно еще 8 лет назад, при этом работы тогда планировалось начать в декабре того же года, а завершить в конце 2018 года.
Срок первого этапа строительства составлял 22 месяца — по истечении этого времени тоннель в общем виде будет практически готов. Причем, генеральный директор ЗАО «ИнжТехИнвестСтрой» Борис Зверюков подчеркнул, что тоннель не будет конкурентом для моста через Керченский пролив: «Мы не конкурирем с мостовой переправой ни в коем случае. Мост — это наше все, это святое. Тоннель выполняет несколько иные функции. Он в первую очередь будет артерией между логистическими центрами, которые будут расположены по обоим берегам». Длина тоннеля должна была составить 14 километров 700 метров, а фактически он должен был состоять из двух одинаковых тоннелей, оснащенных двухполосными дорогами.
Между тоннелями в целях безопасности на расстоянии 300 метров планировалось создать аварийные шлюзы, по которым в случае непредвиденных ситуаций смогут перемещаться пассажиры.
Расчетная нагрузка составляла 45 тысяч автомобилей в сутки. На первых порах движение по тоннелю думали сделать платным, но рассматривалась возможность бесплатного пользования тоннелем для керчан. Стоимость проекта составляла по тем временам 122 млрд. рублей, то есть немногим больше 2 млрд. долларов по тому курсу.