Posted 24 ноября 2023,, 08:19

Published 24 ноября 2023,, 08:19

Modified 24 ноября 2023,, 08:22

Updated 24 ноября 2023,, 08:22

Украинская разведка «добралась» до секретных файлов Росавиации, но ее опередили

Украинская разведка «добралась» до секретных файлов Росавиации, но ее опередили

24 ноября 2023, 08:19
Фото: 1MI
Главное управление разведки (ГУР) Минобороны Украины заявило о проведении спецоперации в киберпространстве, благодаря чему получена служебная документация Росавиации. Утверждается, что украинская разведка узнала о проблемах гражданской авиации РФ, но есть нюанс. Данные ГУР перепроверили «НИ».
Сюжет
Санкции

Александр Куманев

В качестве доказательства получения закрытой служебной информации украинские разведчики опубликовали фрагменты документов, полученных в процессе «сложной специальной операции в киберпространстве». «НИ» направили запрос в Росавиацию, чтобы выяснить, имел ли место взлом или утечка информации.

Секрет, который ни для кого не секрет

Секретные файлы, до которых добрался Киев, можно было получить и без «кибератаки».

К примеру, ГУР приписывает себе доступ к документу, в котором описывались возможные причины авиаинцидента, произошедшего 8 января 2023 года на рейсе Пермь — Москва авиакомпании «Победа»: самолет Boeing 737-800 (RA-73294) со 183 пассажирами на борту выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. Военная разведка Украины, как и в других случаях далее, не стала инсайдером. Информация о происшествии, в том числе результаты расследования, публиковали специализированные ресурсы и профильные тг-каналы. Так, тг-канал «Авиаторщина» опубликовал точно такой же, как у ГУР скриншот еще 11 января 2023 года.

Специализированные ресурсы в течение года сообщали и о других упомянутых летных происшествиях.

Военная разведка Украины утверждает, что только в январе в гражданской авиации РФ было зафиксировано 185 происшествий, куда, судя по другому опубликованному скриншоту, входят как серьезные происшествия, так и мелкие инциденты, такие как обнаружение пилотом предметов на ВПП, которые при осмотре не находили. Указывается, что в 34 случаях происшествия связаны с самолетами Sukhoi Superjet.

ГУР МО Украины заявляет, что за первые 9 месяцев 2023 года было зафиксировано 150 случаев неисправности самолетов. 12 сентября «НИ» сообщали о 126 инцидентах с начала года. Одним из них стала и аварийная посадка в поле самолета Airbus A320 «Уральских авиалиний».

Военная разведка Украины заявляет, что в 2022 году у российских авиакомпаний было около 820 самолетов иностранного производства, а до настоящего времени 70% прошли несертифицированный ремонт с использованием «неаутентичных» деталей. Упоминается и об «авиаканнибализме», при котором одни самолеты разбирают для ремонта других. В августе 2022 года глава Минпромторга Денис Мантуров назвал это стандартной международной практикой. ГУР утверждает, что 35% самолетов якобы пустили на «донорство».

Еще одним «откровением» стали проблемы с обслуживанием самолетов Ан-2, известных как «Кукурузники». Производителем двигателей для них является Польша, но после введения санкций поставки прекратились. О парадоксе «Кукурузника» в июле сообщали «НИ». Ничего нового украинская разведка добавить к известной всем проблеме не смогла.

Среди перечисленных утверждений упоминаются проблемы в РФ с обслуживанием бортов с большим налетом их перенаправляют в Иран. В апреле 2023 года стало известно о подписании меморандума о сотрудничестве в авиационной сфере между Ираном и Россией. 6 марта директор Международного аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко заявил, что иранский опыт обхода санкций, о применении которого заявляли в правительстве РФ, может привести к росту авиакатастроф.

Состояние гражданской авиации РФ

Несмотря на отсутствие новизны в заявлениях ГУР МО Украины, состояние российской гражданской авиации у многих экспертов действительно вызывает опасения, чему способствует растущее число авиаинцидентов, которые происходят практически ежедневно.

Согласно сведениям профильного ресурса IDP Corporate Systems, с начала 2023 года в России зарегистрировано 173 летных происшествия и предпосылок к ним.

Так, упомянутый на одном из скриншотов самолет Boeing 737-800 (RA-73294) авиакомпании «Победа» фигурировал в сводках профильного тг-канала Aviaincident восемь раз. Борт сталкивался с птицей, его били трапом, у него выявляли технические неисправности, а в одном из случаев пассажиры заметили беспилотник в районе города Троицк. Последний эпизод был зарегистрирован 19 октября.

В другом скриншоте фрагмента документа, который якобы заполучили украинские разведчики, упоминается и инцидент с самолетом A-320 (RA-73421) авиакомпании «Сибирь», который за год появлялся в сводках трижды.