Posted 24 ноября 2023,, 14:06

Published 24 ноября 2023,, 14:06

Modified 24 ноября 2023,, 18:47

Updated 24 ноября 2023,, 18:47

Греческие танкеры больше не возят российскую нефть

Минус греческие танкеры: санкции делают российскую нефть еще дороже

24 ноября 2023, 14:06
Фото: IRNA
Греческие танкеры больше не возят российскую нефть
Три греческие судоходные компании отказались возить российскую нефть из-за американских санкций. России будет не хватать от 40 до 100 танкеров в месяц, однако поставки нефти это не нарушит — без российских углеводородов цена на мировом рынке взлетит до 120 долларов за баррель.

Елена Петрова, Наталья Сейбиль

Вышли из игры санкций

Три греческие судоходные компании, которые исправно возили российскую нефть с начала СВО — Minerva Marine, Thenamaris и TMS Tankers — больше не будут перевозить ее. С октября они начали сокращать количество рейсов, а теперь заявили о полной остановке, сообщают СМИ.

Три компании перевозили более 100 танкерами топливо и сырую нефть из западных портов в Азию. К концу лета на линии оставались 39 танкеров, которые перевозили российскую нефть.

Транспортировка нефти выше санкционных 60 долларов за баррель запрещалась всем западным компаниям, но на деле эти запреты не соблюдал никто. По информации российского Минфина, средняя стоимость российской Urals в октябре составила 81,5 долларов за баррель.

С самого начала СВО транспортировка нефти была чрезвычайно прибыльным бизнесом. По данным издания «Зеркало недели», за каждый рейс одного танкера из Усть-Луги в Индию перевозчики получали до 15 миллионов долларов, что в несколько раз превышало цену на перевозку несанкционной нефти. Это была плата за риск, на которой и греки, в том числе, обогатились. Теперь цена за перевозку упала в три раза. Издание «Палуба.Медиа» называло 4,85 миллионов долларов за танкер, которые получали судовладельцы летом на том же маршруте.

Греческие компании — первые из крупных, которые были вынуждены отказаться от выгодных российских заказов. До этого Минфин США ввел санкции против Lumber Marine SA (ОАЭ) и турецкой Ice Pearl Navigation Corp. Но это маленькие перевозчики, не делающие погоду, им принадлежат танкеры SCF Primorye и Yasa Golden Bosphorus. В середине ноября под санкции попали еще три танкера.

Союз азиатского и серого российского флота

На перевозках российских углеводородов активно задействованы суда турецкой Beks Shipping, которая тоже получила письмо счастья из США, но не собирается бросать прибыльный бизнес. Почти весь флот компании — а это 15-16 танкеров — работает на Россию, пишет eadaily.com.

Скандально известная индийская компания Gatik Ship Management, которая не без помощи России превратилась в прошлом году в одного из самых крупных перевозчиков нефти в мире, также подает признаки жизни, несмотря на то, что попала под санкции и лишилась страховки на Западе. Данные АИС, системы отслеживающей передвижение судов в мировом океане, говорят о том, что 20 танкеров индийской компании поменяли флаг и остаются на линии. Речь идет о видимой части «серого» флота России.

Инвестиционный стратег УК «Арикапитал», доцент финансового университета при правительстве РФ? Сергей Суверов считает, что нарушить поставки выход танкеров из российской игры не сможет, однако нефть станет дороже, и российские нефтяные компании будут зарабатывать меньше:

— На самом деле, у России есть собственные танкеры. Кроме Греции, есть ещё и другие фрахтодатели. Конечно, это может вызвать рост издержек, придётся фрахтовать суда по более высоким ставкам. Но кардинально ситуацию с экспортом российской нефти это не изменит. Во-первых, есть собственные танкеры, во-вторых, есть и другие страны, у которых можно фрахтовать суда. Но транспортировка станет дороже.

Не могут или не хотят?

Американский Минфин отказывается от комментариев, но в ведомстве на условиях анонимности говорят, что продолжают работать над тем, чтобы потолок цен соблюдался, а нефтяные доходы России снижались. Новые суда находятся под расследованием, потому что они вывозили нефть из балтийского Приморска и дальневосточного Козьмино.

Ведущий аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков полагает, что ситуация останется неизменной:

«Будут вносить суда в черные списки, к чему все готовы, так как серый флот и создавался с учетом возможных санкций. У операторов таких танкеров нет счетов в долларах или евро. Они обслуживаются в азиатских портах. А страхуются в России или Азии».

Эксперты говорят, что реального ужесточения все-таки не будет, и не потому, что России есть чем ответить, а потому что никто не хочет повторения зимы 2022 года, когда цена на нефть выросла до 120 долларов за баррель.

Более вероятный вариант заключается в том, что Россию начнут выталкивать в «серые схемы».

«Думаю, что максимум, чего удастся добиться — это разбивки цены на $60 за нефть плюс остальное за транспортировку и страховку», — считает независимый эксперт Максим Худалов.

Это самый приемлемый результат для США. С одной стороны, перевозчики будут напуганы. Это же поддержит предполагаемый запрет на продажу танкеров России. Транспорт нефти существенно вырастит, однако стоимость нефти останется в санкционном коридоре и меньше будет влиять на мировую цену.

Серые схемы создадут дополнительные трудности для России с возвратом валютной выручки. Это вызовет новую нагрузку на бюджет. Мало того, что вклад нефтянки в бюджет сократился до 18% в 2023 году, теперь и денег ждать придется значительно дольше. Для дефицитного бюджета это не очень хорошая новость.