Posted 24 ноября 2023,, 09:43

Published 24 ноября 2023,, 09:43

Modified 24 ноября 2023,, 10:13

Updated 24 ноября 2023,, 10:13

Мосгордума принимает проект бюджета на 2024 год

Дефицитный бюджет Москвы: экономия на пенсионерах и зеленый свет строительству

24 ноября 2023, 09:43
Ирина Мишина
Фото: ria.ru
Мосгордума принимает проект бюджета на 2024 год
В 2024 году бюджет Москвы будет дефицитным. Дефицит составит 500 млрд рублей. Для столицы это необычно: московский бюджет обычно профицитный. На что пойдут расходы и что будет с социальной направленностью, в частности со службой социального обслуживания населения, которая реформируется?
Сюжет
Деньги

В следующем году дефицит бюджета Москвы запланирован в размере 500,3 млрд руб., следует из опубликованного на сайте столичного мэра проекта бюджета. В 2024-м ожидаются доходы в размере 4289,8 млрд руб., а расходы — 4790,1 млрд.

Бюджет Москвы — социальный, но дыра в нем — значительная

Всего же в 2024–2026 гг. дефицит столичной казны составит рекордные 1,1 трлн рублей, следует из проекта закона о бюджете, который утвердила в среду Мосгордума. Лишь в 2026-м году запланировано увеличение доходов до 4933,3 млрд руб. и снижение дефицита бюджета до 209,9 млрд.

Никогда прежде обычно профицитный московский бюджет не сталкивался с таким разрывом доходов и расходов. Дыру больше полутриллиона рублей он фиксировал лишь однажды в истории — в 2020 году на фоне пандемии, когда вынужденная остановка бизнеса вызвала обвал налоговых сборов.

Если изучать статьи бюджета столицы, можно в целом сделать вывод о его социальной направленности. Больше всего средств уйдет на развитие транспортной системы и строительства — 940, 5 триллионов рублей. На втором месте — социальная поддержка жителей — 667 трлн рублей, далее идет развитие здравоохранения — 593, 2 трлн рублей и образования — развитие образования — 547, 5 трлн рублей.

В своем телеграм-канале мэр Москвы Сергей Собянин написал, что бюджет имеет социальную направленность.

«Как и в прошлые годы — 50 процентов расходов направим на социальную поддержку москвичей, здравоохранение, образование, культуру, спорт и другие социальные мероприятия. Бюджет развития: строительство и реконструкция метро, дорог, больниц, школ, детских садов и других городских объектов— составит 44% расходов. Будут увеличены пособия и выплаты гражданам старшего поколения, семьям с детьми, инвалидам. Минимальный размер пенсии с городской доплатой вырастет до 24 500 рублей в месяц. Продолжим оказывать комплексную адресную поддержку участникам СВО и членам их семей. Крупнейшей городской программой останется „Столичное здравоохранение“ — бесплатные лекарства, реконструкция и строительство больниц и поликлиник и многое другое», — пишет Сергей Собянин.

Бюджет года выборов — особый

Начнем с того, что главным источником доходов столичной казны останутся налоги. Налоговые доходы московской казны в 2024 году составят 3951,5 трлн руб. Из них налог на прибыль организаций — 1458, 2 трлн руб. Налог на прибыль физлиц — 1904 трлн руб. Специальный налоговый режим — 259 трлн руб.

«Пополнение бюджета Москвы налогами идет от ведущих российских предприятий, значительная часть которых зарегистрирована в Москве. К тому же столица накачана народом, который платит НДФЛ. Большая часть бюджета пойдет на строительство и транспорт. Приличные деньги выделили на образование и здравоохранение. Пособия и социальные выплаты, пенсии и помощь многодетным — все это сохранится. Но эти выплаты „съест“ инфляция: будут скорее всего повышаться тарифы на проезд и ЖКХ. Что интересно — нынешний бюджет принимали, не проанализировав год предыдущий. На мой взгляд, дефицит во многом „дутый“, по итогам года его скорее всего не будет. Это надуманный дефицит. Думаю, это сделано для того, что бы Москве не сказали: „Делиться надо“», — заявила «НИ» депутат Мосгордумы Елена Шувалова.

В последнее время мэр Москвы много говорил о помощи вновь присоединенным территориям, в частности Донецку и Луганску. Возможно, эта помощь «съест» часть бюджета?

«В прошлом году в бюджет Москвы заложили помощь вновь присоединенным территориям в размере 200 миллиардов рублей, причем „зашито“ это было в Резервный фонд. В нынешнем году помощь этим территориям предусмотрена в размере 35 миллиардов рублей, и заложена она в Департамент капитального ремонта. Для сравнения: на развитие „световой среды“, разных фонариков и украшений Москвы в бюджете заложено 28 миллиардов рублей», — пояснила депутат Мосгордумы Елена Шувалова.

Однако, экономисты считают, что дефицит бюджета во многом оправдан. Это связано в первую очередь с огромными тратами на строительство и инфраструктуру.

«Не забывайте, что это бюджет года выборов президента. И если в регионах могут проголосовать за каких-нибудь клоунов, а Москве электорат голосует осознанно. Важен будет весь год, чтобы после выборов люди не сказали: „А кого мы выбрали?“. Поэтому и трат больше. Для людей важно наглядно видеть, что происходит. Сейчас, например, в Москве реконструируют старые поликлиники, вводят новые станции метро. В будущем году будет введено аж 17 станций, и это сделает транспорт доступным практически для всех. Сейчас значительные средства выделяются и на Новую Москву — чтобы связать со столицей Московскую область. Естественно, продолжится и застройка, которая помимо прочего создает рабочие места. Так что нормальный дефицитный бюджет для „выборного“ года», — считает зам. декана мировой экономики и политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев.

Реформы в социальных службах затронут миллионы пенсионеров?

На фоне обсуждения московского бюджета неожиданно начались разговоры о реформировании московских Территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСО), которые оказывали помощь на дому пенсионерам, инвалидам, людям в трудной жизненной ситуации. Сюда же входит проект «Московское долголетие».

Так, в телеграм-канале известного экономиста Никиты Кричевского появилась следующая информация: «В социальной службе Москвы прошли масштабные сокращения — уволили 3 тыс. человек, а еще 1,5 тысячи запланировано уволить в мае. Вместе с упразднением соответствующего управления… Я все же надеюсь, что произойдет передача социальных услуг на коммерческий аутсорс с немалой коррупционной выгодой для всех».

И в продолжение: «После публикации поста об огромных сокращениях в соцзащите Москвы и грядущем упразднении службы, пришло немало сообщений от сотрудников. Формальная причина для центров занятости — минимальная безработица в столице, а также электронные сервисы по подбору персонала. Будет ли продолжаться доставка продуктов людям с ограниченными возможностями и по какой цене? Сохранится ли институт сиделок, ухаживающих за пожилыми? Какова судьба социальных такси?».

По сообщениям, поступающим и правительства Москвы, видно, что работа Центров социального обслуживания изменится. Если сейчас эта система включает 36 юридических лиц, то после реформирования она будет включать в себя всего 5 юрлиц. Работать будут следующие направления: Надомное обслуживание, Социальная инспекция, Московское долголетие, Ресурсный центр для инвалидов, Московский городской центр реабилитации.

Мы обратились в Департамент труда и соцзащиты населения Москвы с вопросом об увольнениях работников ТЦСО, и вот, какой получили ответ:

«Сокращения 30% сотрудников соцслужб не будет. Созданы новые структуры, в которые происходит слияние по отдельным направлениям. Например, ранее юридически оформленные в разных районах города соцработники теперь являются сотрудниками единого юридического лица „Мой социальный помощник“. Туда переходят все до единого соцработники, сохраняя при этом свои участки работы. Все соцработники остаются в организации и будут, как и ранее, непосредственно оказывать услуги горожанам на дому. Никаких изменений по оказанию москвичам услуг на дому нет, объем предоставляемых услуг не меняется.

По сообщениям, поступающим в нашу редакцию, некоторым категориям граждан соцработники начали оказывать услуги на коммерческой основе, то есть попросту брать за обслуживание пенсионеров на дому деньги, предъявляя при этом некие квитанции. В департаменте труда и соцзащиты населения Москвы пояснили, что в некоторых случаях это действительно так.

«Федеральным законом установлен порядок предоставления гражданам социальных услуг, в соответствии с которым оказание социальных услуг напрямую зависит от уровня дохода получателя социальных услуг. При этом используется дифференцированный подход к определению размера оплаты за социальные услуги. По общему правилу размер предоставления надомных социальных услуг рассчитывается на основе утвержденных тарифов на социальные услуги».

Так, если среднедушевой доход пенсионера или инвалида равен или меньше 32 577 руб. (1,5 прожиточных минимума на душу населения), то социальные услуги на дому по индивидуальной программе будут предоставляться бесплатно. Если доход выше, то предельный размер платы за фактически оказанные услуги не превысит 50% разницы между среднедушевым доходом и 1,5 прожиточным минимумом.

Коммерциализация городских социальных служб — явление достаточно новое, и это сигнал о том, что забота правительства Москвы о социально незащищенных гражданах становится отнюдь не бескорыстной. Доходы от платного обслуживания пенсионеров едва ли пополнят московскую казну, но со временем могут превратить Территориальные центры соцобслуживания в коммерческие структуры.