В США, где зародилась традиция распродаж, Чёрная пятница — это настоящие скидки. По оценке Adobe Analytics, скидки в этом году достигнут рекордных 35% — это примерно на 5% больше, чем было в конце ноября 2023 года. Самые большие скидки в 35% можно будет найти в сегменте игрушек. На электронику скидывают 30%, на одежду — 25%, на спорттовары — 24%, на мебель и постельные принадлежности — 11%.
Заметьте: в США нет никаких фантастических скидок в 60–90%. И всё равно народ ломится в магазины: в прошлом году в течение 5 распродажных дней покупки совершили 196,7 млн американцев.
В погоне за скидками в США люди в толкучке получают травмы и даже гибнут. Иногда дело доходит до стрельбы. На счёту Чёрной пятницы уже 17 трупов и 125 раненых. Дело в том, что скидки — настоящие. Чёрная пятница образовалась в США естественным образом ещё в XIX веке как распродажа товаров к Рождеству после Дня благодарения. Есть версия, что таким образом продавцы пытались компенсировать потери в период длинных выходных конца ноября. Глобальная распродажа была результатом естественных рыночных процессов.
У нас всё иначе. В России Чёрная пятница — это организованная промоакция, которая объединяет интернет-магазины и маркетплейсы. У Чёрной пятницы есть даже юридическое лицо ООО «Блэк Фрайдэй». Впервые в России централизованная Чёрная пятница появилась в 2013 году. Организаторы обещают «ошеломляющие скидки». Это именно то, что любят покупатели, поэтому традиция распродаж прижилась.
Официальная Чёрная пятница длится только 3 дня — с пятницы по воскресение. Но никто не запрещает компаниям продлять собственные скидочные программы на неделю или даже месяц. Пятница в России стала очень растяжимой.
Скидками в 20-30% у нас никого завлечь не получится. Поэтому на маркетплейсах нормой стало объявлять скидки в 60-90%.
Откуда такая щедрость? Цены в России, конечно, не низкие, но ведь продавцы не могут делать накрутку в 2-5 раз от стоимости товара. Просто у них есть свои уловки, которые позволяют даже с объявлением скидок продавать втридорога. Как не остаться в дураках и не купить товар по завышенной цене?
Есть два основных способа сравнительно честного обмана покупателей. Некоторые продавцы просто всегда выставляют изначально сильно завышенную цену и объявляют скидку до обычной рыночной цены. А те, кто не прибегает к таким избитым приёмам, повышают цены в преддверии распродаж, и дают праздничную скидку от новой цены. Так товар по скидке может оказаться даже дороже, чем без скидки в обычный день.
Если прийти в обычный магазин, то сложно понять, обманывают вас или нет — для этого надо на протяжении нескольких месяцев самостоятельно вести учёт цен. Вряд ли кто-то будет себя этим утруждать.
Совсем другое дело — маркетплейсы в Интернете — такие как Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, AliExpress и другие. Что было в Интернете — остаётся там навсегда. Программы, которые собирают и анализируют цены на маркетплейсах существуют уже не первый год. Раньше они были доступны в основном профессионалам отрасли — были сложными и перегруженными информацией для обычного покупателя.
Спасибо программистам — они создали специальные расширения для браузера, которые прямо на странице товара показывают, как менялась цена и скидка за последние месяцы. И сразу становится понятно — пытается продавец обмануть, завлекая ложными скидками, или же действительно перед вами заманчивое предложение, от которого нельзя отказаться.
Большинство программ для мониторинга цен рассчитаны на самый популярный браузер Chrome. Первым шагом надо скачать расширение Moneyplace. Для этого достаточно пройти по ссылке и нажать кнопку «Установить».
После этого вы можете заходить на любимые маркетплейсы — рядом с товаром вы увидите график изменения цены и скидки за один месяц. Если нажать на изображение глаза, то график станет больше и покажет историю за 4 месяца.
Проверка некоторых товаров показала пользу этого расширения. Так, например, лотки для хранения продуктов со скидкой в 80% стоят столько же, сколько стоили в конце октября и даже чуть дороже, чем в конце сентября.
Так что, если пропустите Чёрную пятницу — не беда. Скорее всего цена на них значительно не изменится.
Тот факт, что некоторые продавцы используют Чёрную пятницу для обмана покупателей — ещё не повод отказываться от скидок. Экономия сейчас лишней не будет. Главное отличить настоящие скидки от фейковых.