Posted 23 ноября 2023, 21:18

Published 23 ноября 2023, 21:18

Modified 24 ноября 2023, 00:26

Updated 24 ноября 2023, 00:26

Черная пятница: специалисты рассказали о реальности скидок и хитростях продавцов

Черная пятница: специалисты рассказали о реальности скидок и хитростях продавцов

23 ноября 2023, 21:18
Фото: 1MI.

Черная пятница: специалисты рассказали о реальности скидок и хитростях продавцов

Сюжет
Деньги
По мнению специалистов, вместо того, чтобы сэкономить в «Черную пятницу», есть огромная вероятность переплатить.

«Черная пятница»: как появилась и почему она так называется

«Черная пятница» (Black Friday) — пятница после Дня благодарения в США, который приходится на четвертый четверг ноября. А следующая за ним пятница и выходные открывают сезон рождественских распродаж.

Традиция устраивать распродажи в этот день установилась ещё в XIX веке, а термин «чёрная пятница» появился в 1966 году и поначалу употреблялся в основном на Восточном побережье США. Чёрная пятница не является официальным праздником, но многие работники в этот день берут отгул, за исключением сотрудников розничной торговли, так как в этот день поток покупателей существенно возрастает.

В этот день магазины открываются очень рано — около 5 утра, а некоторые крупнейшие торговые сети — даже в полночь. Первым покупателям предлагаются серьёзные скидки — от 50% до 80%, ради того, чтобы привлечь в магазины как можно больше покупателей.

Термин «чёрная пятница» впервые появился в Филадельфии и означал сильные пробки на дорогах в пятницу после Дня благодарения.

Современная трактовка этого термина в английском языке несколько иная — связана с идиомой in the black (то есть «положительный баланс», в противоположность in the red), подразумевая, что многие продавцы «выйдут в плюс» в этот день.

Начиная с 2000-х годов ряд компаний проводит схожую распродажу в других странах мира, а с 2010-х — в России.

«Черная пятница» уже в России

В этом году «Черная пятница» стартовала в России накануне и продлится она три дня. К акции присоединяются как магазины, так и маркетплейсы, а в последние годы и компании, предоставляющие различные услуги — например, фитнес-центры, салоны красоты и т. п.

Между тем, согласно данным исследования Superjob, все меньше россиян доверяют распродажам «черной пятницы». Согласно опросу, 76% респондентов считают ноябрьскую распродажу обманом.

По сравнению с 2020 годом россиян, критикующих «черную пятницу», стало больше на четверть.

Только 9% россиян считают, что «черная пятница» — это скорее честное снижение цен.

Не будет приобретать товары в этот сезон скидок 71% россиян. Планирует покупки только каждый десятый. Средняя сумма, которую россияне готовы потратить в «черную пятницу» составляет 17 тыс. 500 рублей.

Честные ли скидки? Мнение экспертов

Вместо того, чтобы сэкономить в «Черную пятницу», существует огромная вероятность переплатить. Об этом в разговоре с «Лентой.ру» заявила директор по маркетингу «Дятьково Design» Александра Лагутина.

По ее словам, обзор различных категорий товаров и онлайн-сервисов прошлых лет показал, что многие продавцы повышают цены в сезон распродаж. Лагутина указала, что вместо того, чтобы отображать первоначальную стоимость, они показывают такую, по которой товар на самом деле никогда не продавался. Таким образом, создается ложное впечатление о большей скидке.

Хотя, добавил маркетолог Валерий Соколов, в этот период все же реально найти честные скидки. Он описал три распространенных сценария, чтобы показать, за счет чего продавцы снижают цену:

  1. Бренд среднего или высокого ценового сегмента хочет увеличить свою аудиторию. Он делает скидки, как правило, на старые коллекции, чтобы покупатели оценили качество и в дальнейшем покупали именно его, а не дешевый аналог. Затраты на скидку бренды компенсируют дистрибьюторам, а, значит, они не теряют маржу, и им выгодно продавать со скидкой.
  2. Магазин «сливает» залежавшийся на складе товар. Зачастую речь идет об одежде, косметике и парфюмерии. А вот с бытовой техникой и электроникой такого почти не бывает.
  3. Магазин жертвует маржой для привлечения дополнительных покупателей. После этого они рассылают письма по e-mail, SMS, напоминают о себе пушами из приложения. Чаще всего так ведут себя маркетплейсы. По словам эксперта, они даже готовы компенсировать разницу продавцам.

Директор по исследованиям и разработкам «КРОС» Ксения Касьянова констатирует, что маркетплейсы действительно столкнулись с ситуацией, когда небольшие игроки используют недобросовестные схемы. Поэтому они крупно вложились в защиту прав потребителей. Например, сегодня любой пользователь, зайдя на карточку конкретного товара, может отследить, как менялась его цена, а маркетплейс в случае необоснованного завышения цен блокирует для продавца возможность участия в «Черной пятнице».

Любопытный факт

К слову, сегодня же, в праздник потребления, отмечается и Всемирный день отказа от покупок.

Он проводится тоже после Дня благодарения — в четвёртую пятницу ноября. Его цель — подчеркнуть, что чрезмерное потребление опасно для человечества и планеты.

Этот День родился тоже в США. Активисты придумали антипод «черной пятницы», чтобы призвать людей не поддаваться на уловки маркетологов, не покупать ненужное, здраво оценивать свой бюджет и свои потребности.

Подпишитесь