Своими прогнозами и оценками отраслевых перспектив БАС с редакцией газеты «Новые Известия» поделился генеральный директор ООО «Беспилотные авиационные системы» (БАС) Алексей Варятченко.
— Алексей Павлович, сегодня для всех очевидно, что за беспилотными авиационными системами — будущее. Регулируя процессы, происходящие в этой, пока еще молодой, только формирующейся отрасли, какой вы можете дать прогноз её развития в России?
— Мой прогноз — все получится. Учитывая то, какие ресурсы задействованы. В России эта индустрия получила значительное внимание, как со стороны правительства, так и частных инвесторов. Президент Владимир Путин поручил реализовать нацпроект по развитию беспилотных авиационных систем. Заработает нацпроект уже с начала следующего года. Курирует поручение главы государства вице-премьер правительства РФ Андрей Белоусов. К реализации задачи подключатся профильные министерства, в том числе Минтранс, Минпромторг и Минобрнауки, а также — все основные производители БАС, отраслевые эксперты, Фонд поддержки проектов «Национальная технологическая инициатива» (НТИ) и АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). Работа уже проведена серьезная. Сформированы паспорта федеральных проектов, обозначены целевые показатели, определены источники финансирования. Дело осталось за малым — получить результат.
— В России приняли Стратегию развития беспилотной авиации. В целом, документ рассчитан на перспективу до 2035 года. Какие главные задачи предстоит решить?
— Стратегия — это документ, который обозначает границы развития, ставит основные цели. Это документ верхнего уровня. Поскольку беспилотная авиация — новая тема не только у нас, но и в мире, то еще нет конкретных ориентиров или направлений. Этот рынок активно развивается последние 5-7 лет. Поэтому для него еще не создано нормативное, техническое регулирование. Не имеют опыта работы с новой отраслью и регулирующие структуры. Но основной проблемой я бы назвал кадровую. Для молодой отрасли БАС она характерна на всех уровнях — от разработчика дронов до заказчика услуг. Спрос на БАС возрос, но для эффективной работы с этими системами нужны квалифицированные специалисты, которые будут обеспечивать разработку, программирование и управление беспилотными авиационными системами. Университеты и колледжи предлагают пока очень ограниченный выбор образовательных программ и курсов по теме БАС. Конечно, можно привлекать специалистов из других индустрий, но фактически их придется обучать с нуля. Причем, быстрые темпы технологического развития в сфере беспилотных авиационных систем потребуют не просто обучения, а постоянного переобучения. Ведь прогресс подразумевает непрерывное повышение квалификации. Недостаток высококвалифицированных специалистов не должен ограничивать существующие огромные возможности для роста отрасли. Поэтому кадровая проблема — это пока главная преграда, которую необходимо устранить.
— Какие меры вы предложили бы принять на государственном уровне для более эффективного функционирования отрасли?
— Как я уже сказал, сначала важно определить правила игры, провести подготовку кадров на всех уровнях, создать нормативно-техническую базу, определить меры поддержки новой отрасли. В свете растущей популярности использования БАС необходимо разработать стандарты для обеспечения безопасности полетов, регуляторные механизмы. Ошибки могут обойтись нам дорого — это и угроза общественной безопасности и, в целом, репутации отрасли. А нам не нужен негативный образ БАС в общественном восприятии. Все, что я перечислил, сейчас уже делается в рамках нацпроекта. И теперь нам необходимо только время, чтобы реализовать намеченное.
— Алексей Павлович, на днях вы выступали на международном форуме «Транспорт России», на конференции Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации). О чем вы говорили коллегам, что вызвало особый интерес?
— На конференции у меня был доклад о перспективах развития отрасли БАС в России. Рассказал коллегам о мировых трендах, об уже существующих и только появляющихся сценариях использования беспилотных авиационных систем. Также поделился планами ООО «БАС» в части формирования флота: мы планируем приобрести беспилотные версии вертолетов Ка-226 и Ми-2. Коллег этот уникальный опыт очень заинтересовал, поскольку еще никто в мире ничего подобного не делал. Беспилотные версии вертолетов Ми-2 и
Ка-226 — инновационные разработки в области авиации. Уникальность беспилотных версий этих вертолетов состоит в их способности выполнять сложные операции без необходимости наличия пилота на борту. Ми-2 — один из самых массовых и широко известных вертолетов в истории авиации. Борт, оборудованный автоматическим пилотом, используется, в основном, для полетов на длительные дистанции. Беспилотная версия вертолета Ка-226 оснащена специальной системой дистанционного управления и оптико-электронными приборами, позволяющими выполнить различные задачи с высокой точностью и безопасностью. Оба этих вертолета могут быть использованы для разведки, спасательных операций, доставки грузов и других целей и миссий, требующих удаленного управления и применения в районах с опасными условиями.
— Что конкретно делает ООО «БАС» как центр компетенций для решения вопросов развития отрасли, может, какие-то барьеры уже удалось преодолеть?
— Мы, как компания-эксплуатант беспилотных авиационных систем, очень хорошо знаем, что наш успех во многом будет зависеть от того, насколько хорошо понимает организация или ведомство задачу использования БАС. Как быстро они будут способны внедрить в свои технологические карты этот новый инструмент. Мы, в свою очередь, помогаем клиентам рассчитать эффективность новой услуги, создаем экономические модели для разных сценариев применения БАС, проводим большое количество обучающих мероприятий.