Posted 22 ноября 2023, 11:18

Published 22 ноября 2023, 11:18

Modified 22 ноября 2023, 11:20

Updated 22 ноября 2023, 11:20

Мода придет с Востока: в Россию заходят новые бренды

22 ноября 2023, 11:18
На российском рынке могут появиться 23 новых бренда, которые попытаются заполнить вакуум после ухода западных. Большая их часть работает в сегменте одежды и обуви, остальные — в категориях «товары для дома», электроника, сувениры. Откуда придут новые поставщики модных товаров и насколько задержатся?

Начиная с февраля 2022 года российский рынок пережил массовый исход западных брендов. Из-за изменения геополитической обстановки Россию покинули около 600 западных фирм. Владельцы торговых площадей, сдававших помещения под предприятия международной торговли, начали массово терять доходы. Дело дошло до обращения владельцев ТЦ к властям за поддержкой.

Надолго ли задержатся новые бренды в России?

Некоторые из опустевших ТЦ начали закрываться, их стали перепрофилировать, в том числе даже под производство беспилотников. Так, в Ижевске, например, уже третий торгово-развлекательный центр ориентировали на производство боевых дронов. И это не единственный город, где «развлечения закончились»…

Однако, в ближайшее время площади ТЦ могут снова оказаться востребованными. Начать работу на российском рынке ритейла планируют 23 зарубежных бренда. Это следует из презентации консалтинговой компании NF Group. Среди этих брендов есть компании из Ирана, Китая, Казахстана, Белоруссии, Южной Кореи, ОАЭ, Турции, Индии и Италии.

Эксперты уже подсчитали, что большая часть брендов, вышедших в 2023 году на российский рынок, — из Турции (58%), Белоруссии (16%), Эстонии (8%). Основной профиль ритейлеров — одежда и обувь (63%).

Сообщается, что до этого за год на российский рынок уже вышли 19 зарубежных брендов. Речь идет о компаниях из Ирана, КНР, Турции, ОАЭ, Индии и Казахстана. При этом большая часть их них находятся в сегменте одежды и обуви (73,9%), остальные работают в категориях «товары для дома», «электроника» и «книги и сувениры».

«Не надо путать бренд с логотипом за 100 долларов. Это разные вещи. Те компании, которые приходят — это помойка, а не бренды, — считает экономист и предприниматель Дмитрий Потапенко. — Телегой Mercedes не заменить, поэтому замена западных брендов новыми малоизвестными не адекватна. Новые компании не знают потребителя, поэтому я не предрекаю им долгую жизнь на российском рынке. Спроса на их продукцию не будет. Надо отдавать себе отчет в том, что придут дешевые вещи низкого качества, а на нашем рынке этого всего и так достаточно. Те, кто одевается в дешевое, и так отоваривается на рынке „Садовод“, там все дешево и сердито».

Действительно, пришедшие до этого на российский рынок бренды из азиатских стран задерживались у нас не надолго. «К сожалению, качество выхода новых брендов из-за рубежа сильно снижается. Так, большинство турецких брендов, вышедших на российский рынок в прошлом году, не только не продолжили свое развитие в стране, но и уже закрылись», — сообщила региональный директор по торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева. Эксперт также отмечает, что в хорошие времена выход нового бренда на рынок занимал 2,5-3 года, так как новым игрокам требовалось изучить рынок. «Будет хорошо, если реально откроется хотя бы половина из заявленных к выходу 23 брендов», — считает финансовый аналитик Андрей Верников.

Турция — лидер среди новых поставщиков

По мнению экспертов, экспансия товаров из стран Восточной Европы и Азии все же неизбежна.

«В свое время все говорили, что китайские автомобили никто покупать не будет, а сейчас их приобретают достаточно бойко даже несмотря на то, что к ним нет запчастей. Так и с одеждой и обувью будет: наймут блогеров, те отрекламируют товары, их купят. Уже сейчас началась экспансия товаров из Азии, например, на Ozon. Что касается потребителей этих брендов, то это в основном средний класс и молодежь с демократичными предпочтениями, этим категориям не всегда важен громкий бренд. ТЦ будут с распростертыми объятьями принимать новых поставщиков, потому что заинтересованы в прибыли от торговых площадей», — заявил «НИ» финансовый аналитик Андрей Верников.

В любом случае новые магазины незамеченными среди российских покупателей не останутся. Ведь по данным опросов, каждый пятый россиянин (18%) посещает крупные ТЦ реже одного раза в месяц, 16% — раз в месяц, 15% — два раза в месяц, 10% — раз в неделю. Чаще всего россияне ходили в ТЦ за продуктами питания, о чем заявил 71% участников опроса. Товары длительного пользования, такие как одежда, бытовая техника и мебель, покупали 65% респондентов. Еще 39% опрошенных посещали кафе и рестораны в ТЦ

Вообще на сегодня турецкие сети лидируют в числе пришедших на российский рынок. Это компании, работающие в среднем и «выше среднего» ценовых сегментах. На долю турецких ритейлеров приходится 56% всех новичков. Еще 20% новых брендов — это торговые компании из Белоруссии. Оставшуюся часть ниши делят между собой игроки из Эстонии, Южной Кореи, Австралии и Киргизии. Однако, на этом рынке скоро появятся и новые игроки. Так, эксперты ждут появления товаров из Ирана и Египта.

Почему в России практически нет собственных брендов

«Китайцы могут представить свои бренды. Неплохие бренды есть в Иране. Даже учитывая санкционное давление на эту страну, можно констатировать, что она сохранила приличное производство и неплохие связи с зарубежьем. Иранские товары достаточно высокого качества. Египет работает по заказам западных стран, отличная косметика в Тунисе, поскольку эта страна работает на французском сырье и для французских потребителей. Вот чего бы я не стал ждать сенсаций — так это от Беларуси, поскольку белорусы — это, как правило, посредники в продаже товаров из других стран. И конечно, их заявление о намерении заместить шведскую IKEA абсолютно не реалистично», — считает зам. декана мировой экономики и политики НИУ ВШЭ Андрей Верников.

В любом случае сегодня очевиден факт: на смену западным компаниям начали приходить восточные игроки рынка, сумевшие занять топовые площади в опустевших торговых центрах. По мнению экспертов, основные направления их работы будут связаны в ближайшем будущем с продажей одежды и обуви (55%), спорттоварами (18%), а также продажей косметики, парфюмерии и аксессуаров. Небольшая доля иностранных инвесторов (9%) пришла в сферу общепита.

«Наевшись импортным, надо думать и о развитии своего. Сейчас, например, в России совершенно неожиданно начался ажиотажный спрос на валенки. По-моему, это отличный показатель», — говорит Андрей Суздальцев.

Экономист Дмитрий Потапенко напротив считает, что развивать надо те сферы, в которых мы сильны и при этом ориентироваться на реальные потребности: «Я вообще не понимаю, для кого будут торговать новые бренды, если наш рынок сбыта ограничивается Москвой, Питером и парой крупных городов. Все, кто за МКАД, модными брендами интересуются мало, там люди просто выживают».

Подпишитесь