Юлия Сунцова
Новая осень, и снова москвичи могут собственными глазами наблюдать это «ношение воды в решете».
ГБУ «Жилищник» откуда ни попадя сгребает опавшие листья, трамбует их в черные полиэтиленовые мешки и вывозит в неизвестном направлении.
Много было на эту тему разных дискуссий, но к какому бы лагерю себя ни причисляли спорящие, кажется, в одном они сошлись: на вывозе листвы в Москве осваивают гигантские бюджеты.
Осенью 2019 года, как выяснил журналист-расследователь Иван Голунов, Москва потратила на вывоз листвы с газонов почти 1 миллиард рублей. При этом найти эти госзаказы в «схронах» официального портала Госзакупок всегда не так-то просто. Редкие округи Москвы «прокалываются» на том, что указывают истинные цели расходов. Большинство же в названиях тендеров пишут: «вывоз растительных отходов», «вывоз отходов, образующихся в результате уборки дворовых территорий» или «вывоз и утилизация случайного мусора», который тем не менее вывозится только осенью.
С самого начала обнаружения таких госзакупок и сейчас чаще всего не ясно, куда именно деваются вывозимые листья. В единичных контрактах говорилось, что — на полигон в Рязанской области, комментирует «НИ» юрист Иван Ёжиков.
— В одно время ходили слухи, что листья везут на фабрику одного высокопоставленного чиновника мэрии и производят там из них почвогрунт. Эта версия, правда, мне не кажется очень убедительной. Вычленить и подсчитать эти контракты действительно сложно. В районах в рамках контрактов по текущему содержанию территорий листья собирает «Жилищник», вдоль дорог — «Автодор». Так или иначе, и в 2019 году, и теперь это занятие обходится бюджету столицы в сотни миллионов, а то и в миллиарды рублей в год, — говорит Ёжиков.
Экологи и агрономы вместе с тем не устают повторять: убирать опавшую листву с газонов не просто бесполезно, это натурально вредительское занятие!
Последние годы натуралисты по всему миру призывают к использованию подхода «оставление листьев» — нельзя даже сгребать их в кучи. Писать образцы ландшафтного дизайна и благоустройства лучше всего с природы. Самая богатая почва в лесу — потому что там листья опадают, разлагаются и возвращаются в почву равномерно и естественным путём. Только оставив листву в покое, мы позволяем обедневшей городской почве возвращать себе органические вещества.
— Опавшая листва при перегнивании даёт питание поверхностным слоям почвы и корням кустарников и растений. Опавшая листва образует подстилку, функция которой, как губки — удерживать воду и препятствовать высыханию почвы. В-третьих, опавшая листва абсорбирует пыль. Наконец, в листве обитают почвенные беспозвоночные, которые, с одной стороны, работают как деструкторы листвы — то есть разлагают листья, с другой — обеспечивают структуру почвы и являются питанием для птиц, а птицы, в свою очередь, борются с вредителями. Вы заметили, что в городе стало значительно меньше обычных воробьев? — вот это одно из следствий разрушения их среды обитания, — говорит агроэколог Максим Щербаков.
Внутри слоя опавших листьев находится целая экосистема, в которой обитают самые разные животные, включая беспозвоночных, рептилий, амфибий и опылителей. Многие виды мотыльков и бабочек, например, напрямую используют листовой слой для завершения своего жизненного цикла, поскольку более 90% видов мотыльков проводят зиму в коконах, прикрепленных и зарытых среди листвы. Эти мотыльки и бабочки, в свою очередь, являются важным источником пищи для многих птиц, объясняет натуралист и представитель Национальной федерации дикой природы США Давид Мизеевски.
— Самое худшее, что мы можем сделать с листьями — отправить их на свалку, где они не будут использоваться как ресурс, которым они являются. Когда мы слишком усердствуем, пытаясь избавиться от каждого листа в наших окрестностях, мы буквально уничтожаем целые популяции этих опылителей. Некоторые виды насекомых и животных могут жить рядом с нами, только если мы просто отступимся от их среды обитания. Самый простой способ создать эту замкнутую экосистему — оставить ее в покое, — говорит он.
При этом кажущиеся ухоженными и красивыми газоны, к которым так стремятся в городах, натуралист называет «пустыней дикой природы». Таким искусственным газонам толстый слой опавших листьев действительно мешает получать свет. Но нужны ли России такие газоны — уже второй вопрос.
— Один из дискутируемых вопросов — мешает ли листва прорастанию трав? Правильные травы, а для наших полос — это лесное разнотравье, не только без проблем прорастают через опавшую листву, они еще и в этой листве остро нуждаются, поскольку зимой опавшая листва греет траву, а весной и летом обеспечивает ее размножение, — говорит Максим Щербаков.
Согласна с ним и руководитель Московского городского общества защиты природы, автор Красной книги города Москвы Галина Морозова.
— Естественную травянистую растительность с разнотравьем, которая была широко распространена на московских озеленённых территориях, чем в 1970–80-е годы восхищались и иностранные специалисты, сегодня заменили на искусственные и неестественные для наших широт газоны. Низко стриженые газоны злаков — чья визитная карточка? Англичан. Это они придумали гольф, когда пасли овец — и, чтоб уж совсем не скучать, стали катать камушки палками по этим вытоптанным пастбищам. Конечно, гольф — интересная и даже увлекательная игра. Но необходимые для нее низкотравные злаковые газоны с мощной дерниной уместны лишь на полях для гольфа, а также футбола — кстати, тоже родом из Англии, и других спортивных игр. А для московского озеленения газоны — совершенно чуждая нам культура. Газоны-то мы «красивые и модные» переняли, но из-за того, что они по сравнению с нашими родными естественными травостоями просто «мертвые», беспозвоночных животных, в том числе — дождевых червей, под газонными травами ничтожно мало, а потому опавшую листву и другие растительные остатки уносить под землю и перерабатывать некому. Чем быстрее отменят газоны и восстановят на основных площадях озелененных территорий наш естественный травянистый покров (которые наши озеленители почему-то называют сорняками), тем для всех нас будет лучше. И, надо заметить, существенно менее затратно! А так — сегодня мы уже пришли к тому, что создали в Москве и других городах, где культивируют «мёртвые» газоны, крайне уязвимый и экологически малоэффективный биотоп.
Еще одно возражение противников листвы сводится к тому, что в опавшей листве якобы активно размножаются разные вредители. Эту гипотезу экологи тоже опровергают. В листовом опаде размножаются многоножки, черви, другие беспозвоночные, которые являются НЕ вредителями, а деструкторами — то есть они ускоряют процесс перегнивания листвы, тем самым благоприятствуют питанию и развитию корневых систем растений.
Самое парадоксальное, что чиновники московской мэрии, судя по всему, прекрасно знакомы с мнением экспертного сообщества. Но… прекратить разыгрывать тендеры не могут.
Постановление Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП «Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы» КАК РАЗ-ТАКИ СТРОГО ЗАПРЕЩАЕТ УБИРАТЬ ОПАВШИЕ ЛИСТЬЯ, ОТКУДА ВЗДУМАЕТСЯ.
В Приложении к этому Постановлению даётся четкий перечень мест, где коммунальные службы обязаны убирать листву. Но этот перечень — исключение из общего правила, поскольку на всех других городских территориях убирать листву НЕ ДОЛЖНЫ.
— Что это за перечень мест? Читаем — итак, уборка листового опада, с разной широтой расчистки, производится только вдоль городских магистралей, вдоль улиц и проездов районного значения, вдоль шоссейных дорог на территории области, обслуживаемых городскими и окружными дорожными службами, вдоль дворовых проездов и проездов в парковых зонах, а также на дворовых территориях с искусственным покрытием, в том числе детских и спортивных площадках. На газонах остальных территорий, в том числе лесопарков, парков, скверов, бульваров лист не убирается, — комментирует «НИ» муниципальный депутат Измайлово Надежда Загордан.
Так почему же каждую осень мы наблюдаем одну и ту же картину маслом — ГБУ «Жилищник» соскребает с наших скверов падший осенний лист?
Разгадка в том, что мэрия придумала способ переложить ответственность за свои дорогостоящие контракты на жителей. Бесконечное рвение к тотальной уборке листвы объясняют якобы ВОЛЕЙ НАРОДА.
Вот уже несколько лет как в подконтрольном Правительству Москвы сервисе «Активный гражданин» проводятся опросы на эту тему. Формально жители каждого района могут выбрать, стоит ли убирать листья в их собственном дворе.
Для смены установившегося по умолчанию порядка уборки листьев от двора должны проголосовать не менее 70 человек, при этом 70% из них — за вариант, отличающийся от действующего регламента.
Как отмечают активисты, за четыре года такого голосования ни в одном московском дворе не удалось «разорвать матрицу с листьями» при помощи «Активного гражданина». Это подтвердили и в пресс-службе проекта, уточнив, правда, что голосование по вопросу с листьями больше не проводится.