Posted 21 ноября 2023, 09:24
Published 21 ноября 2023, 09:24
Modified 21 ноября 2023, 09:26
Updated 21 ноября 2023, 09:26
В Совете Федерации прошел «круглый стол», на котором обсуждался очередной этап «затягивания поясов», а точнее, предложение отраслевых консорциумов ввести к концу 2024 года утилизационный сбор на импортную технику.
Предполагается, что отечественный потребитель уже через год начнет оплачивать утилизацию смартфонов, планшетов, портативных компьютеров, видеокамер и других гаджетов, предназначенных для записи и воспроизведения изображения, а кроме того, и смонтированные печатные платы. Как сообщает «Парламентская газета», эту инициативу уже поддержал Минпромторг.
Инициаторы рассчитывают реализовать эту идею в два этапа: в первый год ввести утильсбор только для иностранной техники, а на второй и для отечественной тоже, хотя для этой и «существенно ниже», отметил руководитель консорциума «Профессиональные системы видеомониторинга и радиосвязи» Дмитрий Климов.
Однако глава комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов справедливо заметил по этому поводу: «Облагать иностранные модели утильсбором, не имея отечественной альтернативы, попросту бессмысленно. Но по мере того, как мы будем эти ниши осваивать и занимать, процесс, конечно, будет продолжаться, потому что сама по себе идея хорошая, и в сфере автомобильной промышленности, например, утильсбор себя отлично показал».
Вряд ли, правда, отечественные автовладельцы согласятся с этими словами — «отлично показал». Уже в конце октября они начали массово жаловаться на непомерно возросшую за счет ставки утильсбора стоимость зарубежных автомобилей. Многим вместо 5 тысяч рублей надо теперь заплатить больше 1 миллиона рублей, так что автомобилисты вынуждены даже брать кредиты, чтобы оплатить утильсбор. Граждане, которые рассчитывали на льготные ставки для физических лиц, оказались должны сотни тысяч рублей, а в ряде случаев утильсбор оказался дороже самих машин, сообщает ГТРК «Иртыш».
Более того, как писал недавно Forbes, таможня часто отказывается принимать заявления на льготный тариф утильсбора или доначисляет дополнительные суммы к уже оплаченному налогу.
И самое главное: введение утильсбора объясняется благими намерениями наладить, наконец, производство российских гаджетов, по качеству не уступающих иностранным. О чем в последние два десятилетия только и разговоров.
Стоит еще и напомнить, что всего год назад российские власти уповали на «параллельный импорт», уверяя, что никаких проблем с ассортиментом импортных автомобилей и гаджетов не будет — ну подорожают немного, только и всего.
В этом смысле интересно мнение депутата Госдумы Валерия Гартунга, который отозвался на эту проблему в своем канале: «За последние дни получил более сотни обращений от граждан, купивших автомобиль и оказавшихся в финансовой ловушке.
29 октября вступило в силу постановление Правительства, меняющее порядок уплаты утилизационных сборов. Многие граждане, которые купили до этой даты автомобиль и ввезли его в Россию, рассчитывали заплатить утильсбор в размере нескольких тысяч рублей, а оказались должны семизначные суммы.
Такие изменения в утильсборах — это, фактически, новый налог, и его следовало бы вводить с начала налогового периода. А у нас его взяли и среди года ввели. Людей не известили. Это неправильно.
Поэтому Правительство должно как-то эту ситуацию разрешить. Дать какой-то период людям, которые приобрели автомобиль до вступления в силу постановления Правительства, но не успели переоформить или перевезти его через границу.
Такое письмо я направил на имя председателя Правительства.
В любом случае, я сделаю все возможное, чтобы этим людям помочь. Они не виноваты в сложившейся ситуации».
Еще более определенно высказался депутат Госдумы прошлых, VI и VII созывов Вячеслав Лысаков: «Фактически задним числом с них потребовали эту оплату. (…) И как теперь быть? Гражданин купил автомобиль за миллион рублей, а с него теперь требуют 1,2 млн заплатить за утильсбор. Но это же безумие?
Более того, у нас нет утилизации автомобилей как таковой. Во всем мире утилизацией занимаются, как правило, семейные небольшие фирмы, у них есть специальные допуски для работы с опасными материалами. И там в стоимости автомобиля уже этот утильсбор был выплачен. В России же таких спецпереработок нет — у нас все переплавляется, перемалывается. С технологической, юридической точки зрения у нас до сих пор нет полноценной утилизационной структуры. И те деньги, которые собирают с автовладельцев, власти называют сбором для утилизации, но они не идут ни в какой специальный фонд, они пополняют бюджет.
То есть это очередная удавка на шее нашего налогоплательщика. Причем она высосана из пальца, она издевательских огромна — это просто «государственный рэкет», с моей точки зрения».
Нет оснований сомневаться, что и утилизационный сбор за импортные гаджеты, который собираются ввести власти, тоже окажется очередным средством пополнения бюджета за счет кармана российских граждан. Тем более, что гаджеты куда более необходимая в личном хозяйстве вещь в сегодняшней России, чем безумно подорожавшие и при этом еще и потерявшие в качестве автомобили.