Posted 21 ноября 2023, 18:49
Published 21 ноября 2023, 18:49
Modified 21 ноября 2023, 18:51
Updated 21 ноября 2023, 18:51
Елена Петрова, Наталья Сейбиль
Кнут, и еще раз кнут
3-миллиардный дефицит бюджета с начала года долго позволял финансовым властям страны ничего не делать с падающим рублем. Зачем что-то менять, когда нефть дорожает, а в казну течет все больше и больше конвертированных рублей. С удешевлением российской валюты по отношению к доллару с начала года до сентября на четверть с простыми уговорами граждан не обращать внимания на курс пришлось заканчивать. Экспортеры и так продавали 80% валютной выручки в обязательном порядке. Цифра стала больше, а список компаний, попавших под обязательную продажу — длиннее. И то, и другое засекретили. Условия обязательной продажи стали жестче: валюту нужно продавать ЦБ в течение 60 дней, а 90 ее процентов — и вовсе за две недели.
Рубль начал расти.
На этом административные меры к экспортерам, видимо, не закончились. Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев связывает сегодняшний уход доллара за черту 87 рублей именно с этим:
«Сегодняшнее резкое снижение доллара и евро — реакция на внутрироссийскую повестку. Правительство поддержало инициативу по введению штрафов для экспортеров по обязательной продаже валютной выручки. Понятно, что ужесточение требований к крупнейшим отечественным компаниям поддержит курс рубля в нужных для государства параметрах.»
Решение логичное, говорит экономист Игорь Николаев:
— Фундаментально мало что изменилось. В сентябре было принято решение, если не продают, вводится ответственность и для юридических, и для физических лиц. Что вполне логично. Если есть норма, должны быть и меры воздействия. Вот эта вчерашняя новость, что правительство согласилось. А если оно согласилось, мы понимаем, дело ближайшего будущего, когда соответствующие решения будут приняты. Вот это послужило триггером того укрепления рубля, которое мы сейчас наблюдаем.
Параллельный импорт и экспорт — друг другу не товарищи
Летом, когда рубль падал самыми быстрыми темпами, экономисты констатировали явный перекос внешнеторгового баланса. Экспортные поставки нефтепродуктов уменьшились в два раза, по сравнению с 2022 годом, а импорт достиг прошлогоднего максимума. Валюты в стране стало меньше, а тратили ее, как до санкций. По всей видимости, ситуация стала меняться, полагает Степан Демура:
— Я думаю, просто поменялся внешнеторговый баланс. Усилился в сторону рубля. Соответственно, рубль стал укрепляться. Причём, если вы заметили, у нас все среднесрочные изменения на валютном рынке идут по прямой, то есть, внешнеторговый баланс ухудшается — рубль слабеет линейно. Улучшается — рубль линейно укрепляется. Поэтому ничего странного в этом нет.
Для рубля крайне важна высокая цена на нефть. Сейчас баррель Brent торгуется на уровне 82-83 доллара, а российская нефть продается с дисконтом в 12-15 долларов, что выше санкционного потолка в 60 долларов за баррель. С учетом того, что выручка поступает в страну значительно дольше, в течение 3-4 месяцев, эффект снижения цены на нефть застигнет российскую экономику в начале будущего года. А пока высокая цена сентября-октября не дает рублю упасть.
Эксперты считают, что правительству удастся сдерживать падение рубля на уровне 85 рублей за доллар. Артем Деев полагает, что это равновесие будет хрупким:
«Консенсус-прогноз обещает снижение стоимости доллара до конца года в пределах 80-85 рублей за единицу. Это позитив для отечественных производителей, для которых стоимость импортных комплектующих, материалов и сырья снизится. Но экспортерам станет сложнее: когда рубль растет, продавать нашу продукцию на внешние рынки сложнее. Соответственно, будет расти дефицит бюджета, а правительству придется изыскивать новые способы увеличения доходов страны.»
Почему рубль не может быть сильным
Главным фактором нестабильности российской валюты Степан Демура считает зависимость российской экономики от цен на нефть. С этим трудно не согласиться. Экономист говорит, что упади цены ниже нижнего предела, у денежных властей нет никаких инструментов:
— От них ничего не зависит. Представьте себе, что нефть установится на уровне 40 — 50 долларов и продержатся эти цены год. Что может сделать Набиуллина? Она может ставку до 100 догнать. Как это повлияет на курс рубля? Да никак. Идиотское повышение ставок ЦБ приводит к инфляции. Потому что при таких ставках остатки малого и среднего бизнеса, в том числе, ритейл и всё на свете поднимают вверх лапки. Предложение уменьшается, а у вас растёт инфляция. Основа у нас инфляции — огромные бюджетные траты. Вот и всё.
Остаются и другие фундаментальные факторы слабого рубля — западные санкции. 12-й пакет ЕС и запрет на продажу российских алмазов еще больше сократит российский экспорт, а импорт будет сохраняться на высоком уровне, а бюджет нужно выполнять, говорит Игорь Николаев:
— То, что мы видим сейчас — противоход — это принимаемые решения ограничительного характера и, самое главное, политический фактор, выборы, тоже имеет значение. Эти ограничения вводятся для того, чтобы психологически важную отметку 100 рублей за доллар не перешли. Так что, это недлительный процесс. В том числе, и потому, что совсем слабый доллар не выгоден. Сопоставляя доходы и расходы в 2024 году, такие доходы и расходы можно обеспечить только, если рубль будет слабым, а не таким сильным, как сейчас.
Какой доллар нам (не) грозит
Степан Демура напоминает, что правительство поставило себе цель достичь курса доллара на уровне 82-83 рубля за единицу американской валюты. 70 рублей за доллар тоже может случиться, если вырастет цена на нефть. Однако другие эксперты такого оптимизма не разделяют. Главный макроэкономист «Ингосстрах инвестиций» Антон Прокудин предсказал «Ведомостям» курс 80 рублей за доллар, если баррель нефти будет стоить 100 долларов, а тысяча кубометров газа — 1000 долларов. Пока ни то, ни другое не предвидится.
Игорь Николаев в курс 70 не верит:
— Может доллар опуститься до 70 — 80 рублей?
— Нет, не думаю. Для таких движений нужны фундаментальные причины. Точно так же, когда доллар укреплялся, а рубль ослабевал, всё это было из-за фундаментальных причин — экспорт-импорт. Для сильного движения назад нужно тоже изменение фундаментальных причин, а их не просматривается.
— До выборов доллар будет в коридоре 80 — 90 или 90-100?
— Верхнюю планку я бы обозначил сто. А амплитуда от 80 очень широкая.
Артем Деев также считает 100 рублей за доллар психологической планкой для населения, которая сохранится до второй половины 2024 года.