Posted 18 ноября 2023, 13:58
Published 18 ноября 2023, 13:58
Modified 18 ноября 2023, 14:59
Updated 18 ноября 2023, 14:59
Ирина Мишина
Меры по борьбе с абортами в России вышли на государственный уровень.
В октябре Минздрав ужесточил на федеральном уровне оборот лекарственных препаратов для медикаментозного прерывания беременности. Сейчас в Госдуме рассматривают возможность законодательно ввести запрет на проведение абортов в частных клиниках. В некоторых регионах, включая Крым, этот запрет уже действует. В Мордовии ввели штрафы для врачей за «склонение» к абортам. Патриарх Кирилл призывает распространить мордовский опыт на всю страну. Видимо, не за горами полный запрет на прерывание беременности.
В регионах пошли еще дальше. Там начали запрещать «склонение к абортам». Впервые в стране такой закон приняли в Мордовии, затем — в Тверской области. Там он внесен в Думу главой региона. В этих субъектах нарушителей будут штрафовать на сумму до 200 тысяч рублей. Так там планируют бороться с низкой рождаемостью.
Под «склонением к искусственному прерыванию беременности» законодатели понимают уговоры, подкуп и обман беременных женщин. «Такие действия признаются угрозой для семьи», — отмечают в Заксобрании Тверской области.
Суммы штрафов одинаковые во всех регионах: от 5 до 10 тысяч рублей — для простых граждан, от 10 до 20 тысяч — для иностранцев, от 25 до 50 тысяч — для должностных лиц и от 100 до 200 тысяч рублей — для юридических лиц. Штрафовать будут вне зависимости от того, был сделан аборт или нет.
Усилия Мордовии в борьбе с абортами не ограничиваются штрафами. По решению главы региона Артема Здунова, частные клиники в республике добровольно стали отказываться от услуг по прерыванию беременности.
Вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова убеждена, что такую практику надо распространить на всю Россию, ведь там, где аборты в частных клиниках недоступны, якобы выше рождаемость. На основании чего делаются такие заявления и проводились ли исследования, позволяющие установить связь между доступностью абортов и демографическими показателями, не известно.
А вот глава Коми Владимир Уйба вообще призвал к тотальному запрету бесплатных абортов. «Прерывание беременности нужно убрать из перечня услуг, которые предоставляются по полису обязательного медицинского страхования ОМС», — заявил он. По его словам, аборты по ОМС можно оставить лишь для тех женщин, у которых вынашивание плода сопряжено с риском для жизни. Однако это должно быть подтверждено медицинским заключением.
А до этого член Совета Федераций Ольга Ковитиди предложила ввести в Уголовный кодекс России статью за склонение к аборту. По ее мнению, административной ответственности в случае склонения к прерыванию беременности будет не достаточно.
Одним словом, власти взялись всерьез и за женщин, и за детей.
В распоряжение редакции попал документ, разосланный комитетом по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга руководителям частных медицинских организаций по профилю «акушерство и гинекология».
В нем говорится об исполнении распоряжения губернатора А.Беглова об «установлении личного контроля за обязательным внедрением в работу специалистов, осуществляющих консультирование беременных женщин, находящихся в состоянии репродуктивного выбора». В этом распоряжении говорится также о том, чтобы среди беременных женщин распространялись в обязательном порядке «мотивационные анкеты». Речь, по сути, идет о том, чтобы специально обучать гинекологов работе с беременными женщинами в плане сохранения беременности.
Также, как нам стало известно из медицинских кругов Санкт-Петербурга, что региональное отделение Роспотребнадзора совместно с прокуратурой проверяют, как исполняются и текущие требования. Это 48 часов тишины после решения женщины об аборте и правильность ведения медицинской документации. С проверками приходили пока мало к кому, но в профессиональном медицинском сообществе говорят, что проверки усилятся. Разработан также новый порядок оказания медицинской помощи при аборте.
В нескольких частных московских клиниках по профилю «акушерство и гинекология» «НИ» на условиях конфиденциальности сообщили, что пока негласно введено правило о «неделе тишины» после решения женщины об аборте и идут разговоры о дополнительном обучении медперсонала о работе с беременными женщинами.
Мы обратились в комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. Зампред этого комитета Татьяна Буцкая подтвердила «НИ», что будут введены новые правила работы с беременными женщинами, в частности, обязательная «неделя тишины» для принятия решения о сохранении ребенка или об аборте.
«На самом деле сейчас речь идет о том, чтобы запретить искусственное прерывание беременности только в тех клиниках, которые ориентированы исключительно на аборты. Также необходимо срочно ввести „неделю тишины“ после решения женщины прервать беременность. Необходимо, чтобы с ней работал психолог в этот период. Мы хотим донести до женщин те меры социальной поддержки, которые сопровождают сегодня рождение детей. Например, в частных компаниях при рождении второго ребенка работнику работодатель покупает квартиру, а при рождении третьего — платит миллион», — говорит депутат Госдумы, врач Татьяна Буцкая.
(Справедливости ради отметим: данных о том, чтобы при рождении второго ребенка массово предоставлялись квартиры, а при рождении третьего выплачивался бы миллион, мы нигде не нашли. Если это в некоторых случаях действительно так — будем только рады).
В распоряжение журналистов также попал документ, который направила в Госдуму уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец. Она считает, что в России нужно дать медицинскому персоналу право отказаться от проведения аборта в некоторых случаях.
Беспрецедентное давление на врачей уже вызвало негативную реакцию в медицинском сообществе. Так, главный внештатный репродуктолог Санкт-Петербурга Игорь Коган заявил:
«Задача акушера-гинеколога — как бы это ни звучало жестко — выполнить аборт максимально безопасно для жизни и здоровья женщины. Безопасное производство аборта является профессиональным навыком гинеколога, продолжил он. При этом „разговоры, отговаривания и уговаривания“ не входят в сферу деятельности специалистов этого профиля. У нас профстандарт акушера-гинеколога, а не психолога и не психотерапевта.
Также Игорь Коган раскритиковал подход, согласно которому решение специалиста не проводить аборт должно поощряться. «Сегодня гинеколог отказывается от выполнения аборта, завтра другой врач не даст наркоз кому-то по каким-то своим соображениям, а послезавтра хирург не начнет операцию, потому что боится ошибки и не хочет рисковать. Это все тупиковый путь».
Все эти меры по запрету абортов выглядят тем более спорными, что на днях в Госдуме приняли решение сократить в бюджете выплаты на социальные меры и, в частности, на материнский капитал.
— «Мы вчера обсуждали сокращение на 130 млрд маткапитала в бюджете на 2024 год. Сократили и меры поддержки молодой семьи, урезали деньги на дополнительное образование детям. Я не знаю, как государство в этих условиях позаботится о детях, которые родились», — сообщила «НИ» глава комитета по вопросам семьи, материнства и детства Нина Останина.
«Надо прекратить кошмарить врачей, они тут совершенно не при чем. Проблема в том, что государство не хочет или не может поддерживать в должной мере матерей и их детей. Действительно, в 2024 году будут сокращены выплаты по материнскому капиталу. Суммы рассчитывались из цифр рождаемости, которая сокращается. А вообще, короткими наскоками на врачей эту проблему не решить, нужны меры социальной поддержки. Когда женщина будет знать, что она обеспечена жильем, что секции и кружки для ребенка бесплатные, детсад и ясли предоставят вовремя, в вузе ребенку гарантировано бюджетное место, она куда охотнее пойдет на сохранение беременности. Что касается молодежи, у них материнский капитал идет в основном на ипотеку или на первоначальный взнос на жилье. Почему бы при сокращении маткапитала не подумать и льготном жилье для молодых студенческих семей?», — заявила «НИ» Нина Останина.
Демограф Алексей Ракша также считает, что врачей обвинять в абортах бесполезно. По его мнению, в решении женщина оставить ребенка играет квартирный вопрос.
«Выделение квартиры семьям с 3 и более детьми может стимулировать рождаемость ещё сильнее, чем в своё время стимулировал материнский капитал, когда он предоставлялся, начиная со второго ребёнка. К сожалению, шансы на принятие такой инициативы ничтожны: бюджет уже прошел второе чтение, и вряд ли в него будут внесены изменения. Выделение 450 тысяч рублей на ипотеку при рождении 3-го или последующего ребенка уже повысило рождаемость. Но эта мера, к сожалению, перестанет действовать 31 декабря этого года», — заявил «НИ» демограф Алексей Ракша.
Ситуация с рождаемостью в России действительно критическая. Озабоченность властей вызывает тот факт, что у 4,5 млн россиянок фертильного возраста, по данным переписи населения, нет ни одного ребенка. Среди этой группы 2 млн составляют женщины до 24 лет, 1 млн — в возрасте 25–29 лет, остальные бездетные россиянки старше 29 лет. Вместе с тем, по данным медицинской статистики, в 2021 году в государственных больницах страны было проведено 517 737 абортов. В основном, на эту процедуру шли замужние женщины старше 25 лет и россиянки, состоящие в незарегистрированном браке.
По данным соцопросов, после начала военной спецоперации у россиян повысился уровень тревожности. Опрос Фонда общественного мнения (ФОМ) показал, что ровно половина опрошенных россиян испытывает тревожное настроение. Многие семьи в этой связи приняли решение отложить ранее запланированное рождение детей. Так что врачи тут совершенно не при чем.