Анна Скудаева
По данным «Псковской ленты новостей», «на основании заявления лица, намеревающегося действовать в качестве иностранного агента», Минюст внес в ограничительный реестр блогера Марата Никандрова, который родился в Пскове в 2004 году. В соцсетях молодой человек ведет технический блог, в котором рассказывает аудитории о работе различных гаджетов.
Когда журналисты разыскали 19-летнего Никандрова* и поинтересовались у него причинами «добровольной сдачи в Минюст», молодой человек признался, что идея написать заявление в ведомство пришла ему «спонтанно».
«Пару недель назад мы сидели с друзьями в ресторане в Москве. И я решил заполнить анкету, как, знаете, на сайте знакомств заполняют. Заполнил, указал паспортные данные, СНИЛС, и отправил. Никаких источников финансирования там не было указано. Вот и всё», — приводит рассказ самого молодого иноагента России издание «Фонтанка».
По словам Никандрова, реакция Минюста на его заявление оказалась на удивление быстрой: уже через несколько дней, читая ленты информагентств, блогер узнал, что ведомство без всяких церемоний и дополнительных проверок включило его в реестр иноагентов.
Молниеносный ответ ведомства на прошение о включении в реестр блогера поразил.
«Я удивлен тем, что закон работает именно таким образом. То есть, казалось бы, этот закон придумывали для точечных репрессий, насколько я понимаю. И навряд ли есть такие желающие, как я, которые будут „портить“ себе жизнь таким статусом. Но оказалось, что это не так», — рассказал Никандров петербургским журналистам.
Желание блогера «сделать себе судьбу» столь необычным образом может оказаться для него суровым испытанием. Оно влечет за собой автоматическое поражение в социальных, политических, трудовых и личных правах, многие из которых гарантированы Конституцией.
В частности, отныне блогер Никандров будет обязан маркировать свои выступления в сети специальным предупреждением следующего содержания: «Настоящий материал (информация) произведен иностранным агентом Никандровым Маратом Игоревичем либо касается деятельности иностранного агента Никандрова Марата Игоревича».
Если в какой-то из публикаций он это сделать забудет, его ждут серьезные штрафы. Так, по статье 12.34.1 КоАП штрафы для иноагентов-нарушителей, в зависимости от их статуса, составляют до 500 тысяч рублей, для юрлиц — до 5 млн рублей, а по статье 19.5 КоАП — до 300 тысяч. Если нарушения окажутся повторными, то нарушителям грозит уже уголовная ответственность по ст. 330.1 УК РФ. За уклонение от исполнение обязанностей, наложенных на иноагентов, гражданина могут отправить в колонию на срок до пяти лет.
А обязанностей и запретов у иноагентов в России немало.
Помимо требования обязательной маркировки сообщений и публикаций, иноагентам предписывается регулярно отчитываться перед Минюстам обо всех своих финансовых тратах. Ежеквартально они должны сдавать в ведомство 44-страничный отчет, на составление которого требуется очень много времени.
Иноагентам при этом запрещено организовывать любые публичные акции и проводить собрания, митинги в зданиях органов публичной власти, а также на территориях, непосредственно прилегающих к таким зданиям, к объектам жизнеобеспечения.
Иностранные агенты не вправе производить информационную продукцию для детей, осуществлять образовательную и просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних. Иноагентам запрещено применять упрощённый способ ведения бухгалтерского учёта, быть участником госзакупок, получать госфинансирование.
Вклады иноагентов в российских банках не будут страховаться.
Иноагенты не вправе заниматься наблюдением на выборах, участвовать в экспертных советах при любых органах власти и быть членами ОНК. Гражданин, имеющий статус иностранного агента, не может быть принят на гражданскую службу, получить допуск к гостайне, таким гражданам нельзя занимать должности на любой военной службе.
В таких условиях отношение россиян к иноагентам в стране за последнее время существенно ухудшилось.
С учетом обязательного открытия ООО, ведения бухгалтерского учета, аудиторских проверок, получения электронной подписи, ежеквартальной печати финансовых отчетов, стоимость обслуживания статуса иноагента в России потребует от гражданина затрат в сумме не менее 234 тысяч рублей в год. А попытка оспорить в суде решение Минюста о включении лица в реестр иноагентов, по подсчетам экспертов, будет стоить уже более 360 тысяч рублей.
Таким образом, финансовое бремя по обслуживанию статуса иноагента, даже без учета возможных штрафов и перспективы уголовного преследования, превышает полмиллиона рублей. И выплатить такую сумму по карману далеко не каждому.
Знал ли блогер Никандров обо всех «подводных камнях» своего поступка, о финансовых и юридических последствиях включения в реестр иноагентов, пока не сообщается.
Ранее правозащитники неоднократно подвергали критике законодательство РФ об иноагентах. Они сравнивают преследование граждан, включенных в реестр Минюста, с введением института «гражданской смерти», который существовал в Древнем Риме и считался одним из самых страшных наказаний для граждан за совершение ряда преступлений.
Правозащитники призывают прекратить преследования россиян за выражение мнений, свобода которого гарантирована статьей 29 Конституции РФ.
*Внесен Минюстом РФ в реестр иностранных агентов.