Posted 17 ноября 2023, 07:08
Published 17 ноября 2023, 07:08
Modified 17 ноября 2023, 08:27
Updated 17 ноября 2023, 08:27
Соединенные Штаты находятся в шаге от мировой войны, которую они могут проиграть, гласит заголовок статьи американского аналитического издания Foreign Policy Magazine. Сегодня в двух из трех наиболее стратегически важных регионов мира уже идут серьезные конфликты, требующие повышенного внимания США, а если Китай решит напасть на Тайвань, ситуация может быстро перерасти в глобальную войну уже на трёх фронтах, в которых США будут участвовать прямо или косвенно. Варианты улучшения положения для Америки есть, считает издание, но все они требуют серьезных усилий и неизбежных компромиссов. Пришло время по-настоящему срочно мобилизовать Соединенные Штаты, их оборону и союзников для борьбы с тем, что может стать мировым кризисом нашего времени, предупреждает автор материала, бывший помощник госсекретаря США при администрации Трампа А. Уэсс Митчелл.
Описание затруднительного положения Соединенных Штатов в таких резких терминах может показаться многим читателям паникерством. Соединенные Штаты уже давно являются самой могущественной страной на земле. Она выиграла две мировые войны, победила Советский Союз и до сих пор обладает лучшими в мире вооруженными силами. В течение последних полутора лет Соединенные Штаты навязывали России гигантские издержки, поддерживая Украину, настолько, что автору казалось возможным, что Соединенные Штаты смогут нанести на этом фронте решающее поражение, прежде чем обратить основное внимание на укрепление военной позиции США в Индо-Тихоокеанском регионе.
Но с каждым днем эта стратегия становится все менее жизнеспособной. По мере того, как Россия мобилизуется для длительных боев в Украине и открывается новый фронт на Ближнем Востоке, у быстро вооружающегося Китая будет возрастать искушение предпринять шаги и на Тайване. Пекин уже испытывает Вашингтон в Восточной Азии, прекрасно понимая, что Соединенным Штатам будет трудно справиться с третьим геополитическим кризисом. Если война действительно начнется, Соединенные Штаты обнаружат, что некоторые очень важные факторы внезапно начнут работать против нее.
Одним из таких факторов является география. Как ясно показали две последние стратегии национальной обороны США и подтвердила последняя комиссия Конгресса по стратегическому планированию, сегодняшняя армия США не предназначена для ведения войн против двух основных соперников одновременно. В случае нападения Китая на Тайвань Соединенным Штатам будет трудно отразить нападение, продолжая при этом поддержку Украины и Израиля.
Это происходит не потому, что Соединенные Штаты находятся в упадке. Это потому, что в отличие от Соединенных Штатов, которым необходимо быть сильными во всех трех странах, каждый из их противников — Китай, Россия и Иран — должен быть силен только в своем собственном регионе, чтобы достичь своих целей.
Наихудшим сценарием является эскалация войны, по крайней мере, на трех обширных театрах военных действий, в которой будут участвовать слабо растянутые вооруженные силы США вместе с плохо оснащенными союзниками, которые по большей части не способны защитить себя от крупных промышленных держав, обладая решимостью, ресурсами и упорством, чтобы выдержать длительный конфликт. Ведение этой борьбы потребует такого масштаба национального единства, мобилизации ресурсов и готовности к жертвованию, которого американцы и их союзники не видели на протяжении поколений.
Соединенные Штаты и раньше воевали на нескольких фронтах. Но в прошлых конфликтах она всегда могла превзойти своих противников. Это уже не так: китайский флот уже превосходит американский по количеству кораблей, и он каждый год вот уже четыре года увеличивается на величину, эквивалентную всему французскому военно-морскому флоту (около 130 кораблей, по словам начальника штаба ВМС Франции). Для сравнения, ВМС США планируют расширение на 75 кораблей в течение следующего десятилетия.
Сопутствующий недостаток — деньги. В прошлых конфликтах Вашингтон мог легко превзойти противников по расходам. Во время Второй мировой войны отношение государственного долга США к ВВП почти удвоилось: с 61 процента ВВП до 113 процентов. Напротив, сегодня Соединенные Штаты вступят в конфликт с долгом, уже превышающим 100 процентов ВВП.
Если предположить, что темпы роста экономики будут такими же, как во время Второй мировой войны, вполне разумно ожидать, что долг может вырасти до 200 процентов ВВП или выше. Как отмечают Бюджетное управление Конгресса и другие источники, долговая нагрузка такого масштаба может привести к катастрофическим последствиям для экономики и финансовой системы США.
Глобальный конфликт повлечет за собой другие опасности. Два соперника США — Россия и Иран — являются крупными производителями нефти. В одном из недавних докладов говорится, что длительное закрытие Ормузского пролива на фоне более широкого конфликта на Ближнем Востоке может привести к тому, что цены на нефть превысят 100 долларов за баррель, что существенно усилит инфляционное давление. Китай является основным держателем долга США, и устойчивая распродажа со стороны Пекина может привести к повышению доходности американских облигаций и создать дополнительную нагрузку на экономику. Разумно предположить, что американцы столкнутся с нехваткой всего: от электроники до строительных материалов.
Все это меркнет по сравнению с человеческими потерями, которые Соединенные Штаты могут понести в результате глобального конфликта. Вероятно, погибнет большое количество военнослужащих США. Некоторые из противников Соединенных Штатов обладают обычными и ядерными возможностями, которые могут достичь территории США; другие обладают способностью вдохновлять или направлять террористические атаки в духе ХАМАСа на территории США, которые, возможно, будет легче осуществить, учитывая проницаемость южной границы США.
Если все это звучит ужасно, что ж, в этом и суть. Как гласит библейская пословица, страх — начало мудрости. Глобальная война больше не является теоретической непредвиденной ситуацией, обсуждаемой политическими умниками, и не лихорадочной мечтой предполагаемых ястребов и милитаристов. Это реальная и предсказуемая, если не неизбежная, возможность.
Соединенным Штатам следует напрячь все нервы, чтобы подготовиться к этому сценарию в надежде на сдерживание конфликта, но при этом гарантируя, что американцы будут готовы к нему, если он произойдет. Эффективная подготовка — это путь к улучшению сдерживания; шаги по повышению готовности к войне посылают противникам четкий сигнал о том, что агрессия более опасна для них самих, чем стабильность и мир.
Непосредственным приоритетом для Соединенных Штатов должно быть обеспечение Украины, Израиля и Тайваня оружием, необходимым для самозащиты. Наибольшая надежда на предотвращение всеобщего конфликта состоит в том, что эти государства окажутся настолько отважными, что агрессия будет остановлена или сдержана до того, как она сможет распространиться.
Это будет невозможно, если Соединенные Штаты не приведут в порядок свою оборонно-промышленную базу. С начала российско-украинских боев общий объем оборонного производства США увеличился всего лишь на 10 процентов — даже несмотря на то, что война демонстрирует ошеломляюще высокий расход военных боеприпасов в крупном конфликте между промышленными державами по сравнению с ограниченными противоповстанческими операциями недавнего времени.
Ситуация настолько серьезна, что Вашингтону, возможно, придется применить Закон об оборонном производстве и начать переориентировать часть гражданской промышленности на военные цели. Даже в этом случае правительству США, возможно, придется пойти на драконовские шаги — включая перенаправление материалов, предназначенных для потребительской экономики, расширение производственных мощностей и пересмотр экологических норм, которые усложняют производство военных материалов — чтобы подготовить промышленную базу США к мобилизации.
Очевидно, что Вашингтону придется увеличить расходы на оборону. Настойчивые требования сопоставить каждый доллар, потраченный на армию, с долларом на климатическую политику или социальные расходы — это неправильный подход. Чтобы подготовиться к войне, не увеличивая долг, Вашингтону придется сократить расходы на социальные программы, пользующиеся широкой народной поддержкой.
Никто в Конгрессе США не хочет сообщать пожилым избирателям, что их льготы сокращаются. Но альтернатива состоит в том, чтобы когда-нибудь рассказать избирателям, почему их детей или внуков отправляют в опасные места без надлежащего оружия, когда разразится война.
Союзникам США также придется активизировать новые важные действия. События в Украине побудили европейских членов НАТО, в первую очередь Германию, более серьезно относиться к вопросам безопасности. Однако даже сейчас менее трети из них выполняют свое обязательство тратить не менее 2 процентов ВВП на оборону. Крупнейшим западноевропейским членам еще предстоит выполнить обещание, данное ими более года назад на саммите блока в Мадриде, о размещении военного контингента на восточном фланге НАТО.
Правительствам и гражданам западных стране придется пересмотреть приоритеты, которые сегодня ставят их страны в невыгодное положение в предстоящей борьбе. Для американцев нет смысла связывать себя поспешными и чрезвычайно дорогостоящими климатическими ограничениями, которые подрывают экономический рост в тот момент, когда Китай строит угольные электростанции со скоростью две в неделю. Европейцам придется переосмыслить свое отношение к ядерной энергии; Американским прогрессистам придется переосмыслить добровольно введенные ограничения, которые ограничивают способность Соединенных Штатов наращивать производство энергии.
Ничто в этом списке не является легким. Но Соединенные Штаты и их союзники вступают в период принятия трудных решений. То, что происходит в Украине и Израиле, казалось невообразимым даже несколько лет назад, и в ближайшие дни, вероятно, станет еще серьезнее. Американцам и их союзникам необходимо начать наводить порядок в своих делах уже сейчас, чтобы не оказаться неготовыми к глобальному конфликту, если он произойдет.