Елена Петрова, Наталья Сейбиль
Дементий Апполонов — известный в Интернете таролог. В отличие от своих коллег по цеху, которые поначалу не давали политических прогнозов и ограничивались личной жизнью своих клиентов и их бизнесов, Дементий с начала СВО, помимо рутинных вопросов о любовных треугольниках, предлагает расклады на будущее, далекое от богатой личной жизни россиян. С началом боевых действий на него хлынула волна запросов, что там, в Украине, как там будет, чем и когда все закончится. Сейчас характер вопросов меняется, говорит таролог:
— Я думаю, все привыкли, все поняли, что это надолго, на данный момент сроки окончания сдвигаются к 2025 году. В целом, по СВО я наблюдаю, что градус переживаний и волнений снизился. На моем примере — когда я предсказывал, что будет отступление из Херсона, когда говорил об ударах по Москве и другим регионам, тогда люди воспринимали эти предсказания как что-то, чего не может быть, а если это случится, то они что-то изменят и все перевернут. Реакция на эти события была очень острой. Сейчас удары происходят, но все смирились — ну, стреляют, и ладно.
Профессор Юлий Нисневич вспоминает роман Клауса Манна «Мефистофель»:
— Там всё про это написано. Главный герой, актёр, понимал, что приспосабливается подо что-то не очень хорошее, и ему надо было уйти от реальности. Как только начинается специфическая политическая ситуация, тут же идёт всплеск интереса к эзотерике. Вот Клаус Манн всё подробно описал о соответствующем периоде в Германии и всплеске оккультных наук.
Когда ситуация неустойчивая, идут военные действия, возникает желание уйти от действительности. Но такое поведение нельзя объяснить нестабильностью, потому что происходящее и их понимание не согласуются друг с другом:
— Это рассогласование с реальностью. Люди пытаются найти точку опоры, но это не называется нестабильность. Трудно сказать, что в Германии была нестабильность. Но это была реальность, которая не укладывалась в голове, поэтому искалась отдушина. Это даже не экстремальность, это когда человек живёт в раздвоенном состоянии. Говорит одно, но сам в это не верит. Это скорее.
Политолог Сергей Марков вспоминает, что интерес к эзотерике в мире предшествовал Первой мировой войне. В Советском Союзе эти практики стали сверхпопулярными в 80-е и 90-е годы:
— Когда люди видят, что усиливаются хаотические процессы, когда люди видят, что власти идут не туда, когда люди видят, что их собственная судьба зависит от случайных факторов, которые они никак не контролируют, власти не контролируют, то люди пытаются воздействовать на различные факторы своей жизни, на которые они не могут воздействовать рационально, воздействовать внерациональным способом — мистическим, оккультным и так далее.
По мнению политолога, рост интереса к оккультизму и эзотерике растет не только в России, а во всем западном мире, куда Россия также относится. На Востоке кризиса нет, поэтому нет потребностей в таких практиках, а западная цивилизация страдает:
Почему при Сталине эзотерика не поощрялась, а в Германии она процветала
Несмотря на развитие эзотерики и оккультизма в начале 20-го века в России, ни Елена Блаватская, ни Рудольф Штайнер не стали знаковыми фигурами российского императорского двора. Им стал Григорий Распутин, православный, который вписался в старую традицию юродивых.
— Императрица искренне считала, что его способности к излечению престолонаследника, цесаревича Алексея, связаны с православной верой, с молитвой. Кстати, знаменитые старцы и юродивые обладали и экстрасенсорными способностями. Они занимались излечением людей, исцеление, целительство свойственно православной традиции. Люди идут к старцам не только за духовным исцелением, но и за исцелением физическим. Распутин был в глазах императрицы таким православным целителем, рассказывает Алексей Макаркин.
При Сталине с эзотерикой было покончено. Интересно, что в фашистской Германии оккультизм процветал. Это было связано с тем, что идеология в СССР аппелировала к рациональности, в то время как нацизм строился на ее противоположности.
— Марксизм-Ленинизм — научное учение. Нацизм же апеллировал к иррациональности. У нацизма были очень сложные отношения с христианством. Многие нацисты были открытыми противниками христианства, другие считали, что его надо реформировать, превратить в арийское христианство. И то, и другое было антихристианским. Но у нацистов был большой интерес к эзотерике, вокруг нацистской партии было немало эзотериков.
Политолог и историк Алексей Макаркин считает, что следует разделять базовый интерес людей к необычному, который существует всегда, и всплеск интереса среди тех, кто в нормальной жизни не пользуются предсказаниями.
70- е годы в Советском Союзе были скучным временем. В официальной сфере царил марксизм. Люди его изучали и конспектировали, но это было страшно неинтересно. Но существовал набор увлекательных сюжетов — уфология, Бермудский треугольник, снежный человек. Алексей Макаркин напоминает:
— Не забудем про Джуну Давиташвили, которой покровительствовал вполне серьёзный инженер, администратор с огромный опытом, председатель Госплана Николай Байбаков. Напомню, что в 70-80 годы был всплеск увлечения восточными единоборствами, причём не только в спортивном смысле, но и идейном, связанным с восточными учениями. Существовали неформальные организации. Была громкая история убийства популярного артиста Талгата Нигматуллина, сыгравшего в фильме «Пираты 20 века». Он был членом такой организации, где был свой духовный лидер, малограмотный пожилой человек из Средней Азии. И были адепты. Талгата Нигматуллина убили члены этой организации, участвовали все, всех осудили.
В позднесоветское время эти практики были неофициальными, а потому периферийными. Мейнстримом они стали, когда рухнула плотина государственной пропаганды, и на экранах телевизоров появились Кашпировский с Чумаком. Как и тогда, всплеск интереса наблюдается сейчас, когда есть острые конфликты и переломные моменты. Но он не заменяет политики, говорит Алексей Макаркин:
— Это связано с политической ситуацией, но не влияет на политическое поведение людей. Уход в эзотерику — это отход от политики. Люди реагируют на политические проблемы, политические вызовы, политические шоки, на всё это реагируют, уходя в частную жизнь. Эзотерика — часть частной жизни.