Железный занавес» плавно опускается над Россией — так чаще всего комментируют последние приграничные события западные СМИ. Особенно после сообщений о том, что к Финляндии (государство заявило о закрытии сразу четырех пограничных переходов с РФ) собрались присоединиться еще и Эстония с Норвегией. Если это произойдёт, Россия будет фактически отрезана от Евросоюза (за исключением границы в Калининградской области).
Сообщается также и о том, что крупный балтийский автоперевозчик Lux Express приостанавливает автобусные перевозки по маршруту Хельсинки — Санкт-Петербург на неопределённый срок. Ранее об отмене рейсов по указанному маршруту сообщил другой перевозчик — Ecolines.
Известно также, что причиной таких жестких мер стал рост потока нелегальных эмигрантов из третьих стран. Просители убежища, которые массово едут из России в Финляндию, запрашивают в убежище в странах Евросоюза. Большинство таких заявителей являются выходцами из Ирака, Сомали и Йемена.
Глава МВД Эстонии Лаури Ляэнеметс даже заявил о «гибридной атаке» России на Европу — по его мнению Кремль планирует давить на ЕС при помощи мигрантов, как это делает уже несколько лет президент Белоруссии Александр Лукашенко. По словам министра, «граждане Сомали вряд ли сами всё это придумали. Без соответствующих прав они не смогут пересечь российскую границу».
А руководитель пограничной службы Эстонии Вейко Коммусаар заявил, что Таллин опасается наплыва мигрантов, которых не пустила Финляндия, так как по всей видимости, «они окажутся на эстонских пограничных переходах».
Глава Минюста Норвегии Эмили Энгер Мель отметила, что несмотря на то, что эта страна имеет единственный КПП с Россией в Стурскуге и ажиотажа там пока не наблюдается, «мы внимательно следим за ситуацией, и, возможно, в случае необходимости нам придется закрыть границу на короткое время».
На сегодняшний день со слов финских чиновников известно, что с сентября таким образом границу с Финляндией перешли и попросили там убежища 280 граждан Ирака, Йемена, Сомали, Сирии и других стран.
Свою обеспокоенность ситуацией выразил и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг: «Мы внимательно следим за происходящим на границе. Я встречался с министром обороны Финляндии в рамках встречи с главами минобороны стран ЕС в начале недели. Он поделился со мной анализом ситуации, он озабочен ростом числа беженцев, которые собираются на границах с Россией. Мы за этим внимательно следим, остаемся бдительными».
Белорусский журналист, политолог Андрей Суздальцев считает происходящее продолжением «миграционной войны»:
«Демарш Финляндии, которая, обнаружив на своей границе с Россией нелегальных мигрантов, пригрозила закрыть все пограничные переходы, заставляет подумать о том, что вся эта деятельность на восточных границах ЕС кем-то умело координируется. Напомним, что с 2021 года, когда с середины июня до ноября Лукашенко начал на литовском и польском рубежах настоящую миграционную войну, уже зимой и летом 2022 года были перехвачены нелегальные мигранты на границе Латвии и Эстонии. Еще через год — Финляндия. Следом мигранты снова окажутся на границе с Норвегией.
Они идут подготовленные, с картами, иногда их сопровождают местные «Сусанины». Конечно, перед нами работа подпольного центра, скорее всего, находящегося в Минске и курируемого белорусскими пограничниками. Деньги зарабатывают».
Обращает на себя и другой аспект этой проблемы: а что будет с многочисленным русскоязычным населением той же Эстонии? Станет ли сдерживающим фактором для властей этой страны риск роста недовольства со стороны жителей Нарвы и других мест, где живут выходцы из России?
По последним данным, примерно 22-23% (около 320 тысяч человек) граждан Эстонии имеют русские корни, а стало быть, и родственные связи в России, и для них закрытие границ будет означать реалии, аналогичные берлинской стене в годы холодной войны, — поясняет аналитик канала «Незыгарь».
Им придется добираться в Россию через 2-3 авиаперелета, или в объезд в полторы тысячи километров через север Финляндии, если, конечно, финские КПП еще будут работать. То есть подавляющее большинство таких граждан не смогут вообще приехать в Россию.
Поэтому, эксперт считает, что закрытия, к примеру, самого удобного пропускного пункта Нарва — Ивангород, вероятно, не произойдет, даже несмотря не требования эстонских националистов, ведь это «означает не только огромные экономические убытки, но и прямую дискриминацию русскоязычного меньшинства. В то же время среди политического истеблишмента Эстонии пока наблюдается более прагматичная позиция о постепенном введении ограничений, которое не предполагает быстрого закрытия границ, однако в перспективе следующих нескольких лет вероятность такого варианта развития событий очень высока».
Аналитик канала «Друид» тоже считает, что рано или поздно границу Эстония закроет: «В Эстонии более трёхсот тысяч граждан имеют русское происхождение и говорят на русском языке. В последнее время Россия пошла им навстречу и разрешила в электронном формате получать визы и приезжать на историческую Родину.
Транзитный статус Эстонии приносит ей значительную прибыль, но маленькая балтийская республика в лице её политических элит (или, точнее, политических марионеток США) мыслят иными категориями. Заметно, что эстонские власти боятся недовольства со стороны русскоязычного населения, однако это, например, им не помешало стирать память о ВОВ в той же Нарве и демонтировать памятники. Наверняка и закрытие границ — дело времени.
Сдерживающим фактором может послужить то, что многие дипломаты из стран ЕС добираются в Европу через Эстонию, однако вряд ли это кого-то смутит. Сейчас в Эстонии поднимется общественная дискуссия на этот счёт и будет достаточно длительное обсуждение. Однако вероятность того, что голоса русскоязычного меньшинства и здравомыслящих граждан возьмут вверх над националистами и прочими ястребами — небольшая».
Понятно, что россиянам в этой ситуации становится еще сложнее попасть в Европу, но ведь мир ведь Европой не ограничивается. Об этом напоминает эксперт канала «Экономика долгого времени»:
«Меня поражает, насколько некоторые люди застряли в 80-х. Бывший посол США в РФ Макфол пишет: „Что касается всех граждан России, то некоторые европейские страны, включая Польшу, Литву, Латвию, Эстонию и Финляндию, уже ввели запреты на въезд по туристическим визам. Другим странам следует рассмотреть возможность сделать то же самое. Другим менее экстремальным вариантом было бы добавить „сбор за восстановление Украины“ ко всем визам, выдаваемым российским гражданам, путешествующим в Европу и другие демократические страны. Затем россияне могут выбрать: либо оплатить дополнительный сбор и отправиться в Рим, либо избежать сбора и провести отпуск в Минске».
Ирония его высказывания понятна: «будет вам Минск вместо Рима». Только те россияне, которые могут позволить себе Рим — они вместо Рима поедут не в ха-ха-Минск, а в Сингапур, Гонконг, Дубай, Рио, Сантьяго, Макао, Буэнос-Айрес, Канкун и т. д. Здесь главная ошибка: мы больше не живем в мире, где у Европы монополия на «хорошую жизнь». Хорошую жизнь можно купить много где — были бы деньги. Вокруг Западной Европы больше не «совок 80-х». Так долго говорить про рост развивающихся экономик и не отдать себе отчет, что это приводит к социальным переменам — поразительно! Да, в 1980-е он был бы прав. Но как в это можно поверить сегодня?».