Можно ли наперекор палестинцам доказывать, что земли Палестины должны «по праву» принадлежать евреям, потому что они там жили раньше? Публицист и писатель Марина Шаповалова уверена, что нет. Потому что речь идет сегодня уже не о правах, а о самом будущем мировой цивилизации.
Марина Шаповалова:
-Забудьте вы уже эту гнилую шнягу про «исторические права». Европейская цивилизация распространилась на континенты без всяких мифических «прав», а просто потому, что к середине второго тысячелетия (по принятому ею летоисчислению) она всё умела делать лучше других. Согласна: тоже в какой-то степени развитых цивилизаций, самобытных, жутко интересных (с потрясающими воображение традициями людоедства и отрезания голов — зачёркнуто), но бестолковых в плане предложения своего цивилизационного проекта для подражания всему человечеству.
Пока счастливые дикари энное уже тысячелетие подряд ковырялись в своих беспонтовых песочницах палками-копалками, европейцы настроили кораблей, зарядили китайским порохом пушки и аркебузы, приплыли ко всем туземцам, надели на них штаны и отучили от членовредительских развлечений. Отучили жёстко, да — кровавыми люлями. Но в процессе приспособили к производительному труду, заставили учиться читать-писать, а по итогу одарили антибиотиками и айфонами.
Никаких «исторических прав» не надо, чтобы понять цивилизационное преимущество. Чтобы сделать вывод, что у евреев есть право сохранять, защищать и распространять свой образ жизни, а у садистов, отрезающих головы случайно попавшимся под руки младенцам, такого права нет.
Важное условие: такое право у более развитой и более благополучной цивилизации есть до тех пор, пока она пользуется своим цивилизационным преимуществом. То есть, способностью отоварить свирепых дикарей люлями по самое немогу, чтоб отвыкали от своих садистских привычек и сидели тихо.
Тут нет выбора между сортами интеллектуальных рефлексий. Есть только выбор — победить дикарей, не оставив им права резать головы, животы, клиторы и т. п., или, отказавшись от своего цивилизационного преимущества, отдаться им на милость. Которой не будет, не рассчитывайте. Не замараться в крови, к сожалению, никак не получится.
На первый взгляд оно в обладании более эффективными силовыми ресурсами, обеспечивающими способность диктовать свою волю. И тогда это просто «право сильного», что признавать справедливым совсем не комильфо. Тем более, невозможно отрицать очевидное на исторических примерах, что испанские конкистадоры или британские и прочие колонизаторы навязывали свои порядки колонизируемым народам совсем не куртуазными методами. И более из желания пограбить, чем в воспитательных целях. Но тут важна заданность точки зрения: в одних и тех же событиях далёкого прошлого можно видеть благородную миссию, «бремя белого человека», а можно ужасное подавление несчастных аборигенов с истреблением их самобытных культур. Ещё лет полтораста назад принято было выпячивать первое, аргументируя тем, что от самобытных традиций у нормального человека порой волосы дыбом вставали и речь отнималась. Что тоже правда. А нынче «белые люди» стали уж так стыдиться деяний своих предков, что от истеричный покаяний и «деколонизаторских дискурсов» проходу нет. По-хорошему, кликуш надо бы успокоить, чтоб не рвали на себе «шанель» и не расплёскивали просекко на окружающих: нет вашей вины в том, что колонизаторы пришли с огнестрельным оружием к племенам, едва дозревшим до копья с каменным наконечником. И, что важно, заслуг ваших в том преимуществе тоже нет.
Порох изобрели китайцы. А европейцы всего лишь додумались использовать его не только для фейерверков. В алгебре первыми были арабы. Он же сохранили, переводя и переписывая, труды античных философов. Но сами не смогли этим достоянием воспользоваться так, как смогли европейцы. Даже представление о времени, отмеряемом секундами и минутами по шесть десятков, досталось нам от загадочного народа древнего Шумера, но только европейцы разомкнули круговорот времени в «стрелу». Направленную из прошлого в лучшее будущее. И на этом основании породили научный и технический прогресс.
Цивилизационное преимущество Европы в том, что детей, кроме традиционного использования их труда в хозяйстве, европейцы стали обучать наукам и творчеству. Не всех, конечно, а по мере возможности. Исходя из представления, что дети не обречены только воспроизводить и повторять родительские и дедовские практики, а в принципе могут добиться лучших результатов. Более того — должны, обязаны. Потому что будущее не будет похоже на прошлое. В нём понадобится многое такое, без чего деды обходились. И возникнет новое лучшее, чего деды не знали. В этой — новой и неведомой другим цивилизациям! — парадигме предназначение человека усложнялось. Смысл его жизни перед лицом Творца смещался с безусловного следования традиции в сторону интеллектуального творчества. В любом виде деятельности, включая ремесло. Сама традиция преломлялась в средство постижения индивидуального Замысла о себе и достижения его максимальной реализации. В этой системе координат абсолютных высот достигали единицы из сотен, но направленный «стрелой времени» вектор включал в процесс всех.
Представление о том, что индивидуальная личность самоценна, что у каждого человека от рождения есть собственное предназначение, не свалилось на головы средневековых европейцев вдруг и откуда ни возьмись. Оно долго вызревало внутри традиционно-коллективных религиозных практик как плод в возделанном саду. До этого семя иудейского Завета о богоподобии Человека было пересажено на благодатную философскую почву античной культуры, а селекцией ростков «меж терний и волчец» многогоязычества занялось христианство. Понадобились века, чтобы сад вырос, окреп и начал плодоносить. Он мог заглохнуть в сорняках, засохнуть, его могло с корнем выкосить стихиями. Но он не заглох и не засох, он породил цивилизационное преимущество Европы — личность творца истории в образе человека. Всё остальное — следствие.
Если вырубить сад, признав его «насилием над природой». И на прощание извиниться перед теми, у кого сада не было, ибо «несправедливо же». Что там от бывшего сада останется — они сами потом пожгут и затопчут.
А что потом?
Что будет, если европейская цивилизация утратит своё преимущество?
А вообще европейская цивилизация — это что, кто и где?
Парадоксальная ситуация: она сегодня в каком-то смысле везде, потому что ею продиктован весь миропорядок. Система государств-наций — чисто европейское изобретение, поскольку никаких наций в европейском понимании не было в большей части мира. Их там нет и сейчас. Нации образовались только в тех странах, которые за последние пять веков были так или иначе инкорпорированы в европейскую культуру. Уж как и в какой степени инкорпорированы — тут нам Хантингтон в помощь, определивший тоже христианизированные и «европеизированные» цивилизации как отдельные. Но и внутри самой Западной цивилизации невозможно пальцем указать на её ядро: «матрица», сохраняющая в себе её основополагающие ценности, нигде в пространстве не локализована. Хуже того, на уровне государств-наций она активно размывается.
Про равенство всех культур слыхали? Согласны, что культура, породившая Бетховена, Канта, Гёте и Оппенгеймера равноценна культурам североамериканских индейцев, например чероки и делаваров? Попробуйте сформулировать в толерантных выражениях так, чтобы мы поняли, есть ли вообще между ними разница! Это невозможно, потому что вам придётся избегать слов, указующих на самое существенное в различиях. Согласны, что отношение к человеку определяется его гражданством, сексуальной ориентацией или гендерным статусом? Часто возражаете, когда на этих основаниях принимаются какие-то решения? Я не спрашиваю, чью жизнь вы цените больше — вашего любимого котика или бомжа, потому что угадываю ответ. Так вот. Это всё (и многое другое!) — симптомы размывания культурного базиса европейской цивилизации. Основ её преимущественного и опережающего развития.
Все научные, технические и технологические достижения сами по себе не являются цивилизационным преимуществом — они суть лишь его продукты. Которые легко распространяются, перенимаются, копируются. Обычно из практических соображений: другим цивилизациям не нужен адронный коллайдер и прочие затратные исследовательские проекты, не нужны музеи и библиотеки с их фондами, но пригодятся атомные электростанции, а ещё лучше — новейшие виды оружия. В части вооружений сегодня нет возможности удерживать монополию: все потенциальные соперники-враги европейской цивилизации вооружены её же разработками, при этом они не ограничены европейскими культурными нормами. В их парадигмах жизнь отдельного индивидуума либо не является предельной ценностью, либо вообще игнорируется — просто отсутствует понятие человеческой личности.
Поэтому на «направляющее и управляющее» место бывшего цивилизационного преимущества легко заходит преимущество вооружённой силы, не имеющей внутренних сдержек и тормозов. Пока ещё заходит не в мировом масштабе, а лишь локально в разных проявлениях: цивилизация Запада пока удерживает приоритет за счёт инновационного творческого процесса и накопленного потенциала. Но уже возникает вопрос, как долго сможет удерживать?
Недолго, если всю систему образования перенаправить с научных исследований в сторону «изучения проблем гендерного равенства», толерантности и прочих «деколонизаторских дискурсов». Что и происходит последние десятилетия ударными темпами. Культурно-нравственный релятивизм, возникший внутри самой европейской цивилизации и ею же культивируемый, уже практически уничтожил систему координат, в которой стартовал научный и технологический прогресс: её стыдятся и отрицают. Плюс к тому же негативному тренду: из общеевропейского научного-образовательного контекста стремительно выпадает прежде подтянутая к нему периферия — сначала часть бывших европейских колоний, ранее служивших «базой прироста», теперь Россия с агрегированным ею пространством. Сегодня европейская цивилизация прирастает только маргиналами-потребителями, не разделяющими базовых европейских ценностей.
Цивилизационное преимущество существует только до тех пор, пока существует ценностная система координат, его порождающая. Из которой нельзя ничего вынуть и «закенсэлить» ради благих намерений. Воссоздать такую систему на другой цивилизационной почве не получится — она уникальна. С её исчезновением в мире останется только преимущество подавляющей силы. Такой, применение которой не ограничено никакими рефлексиями — они тоже свойственны лишь европейской культуре.