Posted 16 ноября 2023, 07:27
Published 16 ноября 2023, 07:27
Modified 16 ноября 2023, 07:29
Updated 16 ноября 2023, 07:29
В ночь на 16 ноября в Сан-Франциско состоялась встреча президента США Джо Байдена и председателя КНР Си Цзиньпина. Уже с самых первых слов оба лидера дали понять, что мир разделен именно между этими супердержавами. Так, открывая встречу Байден заявил: «Чрезвычайно важно, чтобы мы однозначно понимали друг друга, чтобы не было места неверным представлениям и недопониманию. Мы должны сделать так, чтобы соперничество не обернулось конфликтом».
«Планета Земля достаточно велика, чтобы преуспеть двум державам, — сказал в ответ Си Цзиньпин. — Я твердо верю в многообещающее будущее двухсторонних отношений».
Американское издание The New York Times сообщает подробности встречи Джо Байдена и Си Цзиньпина. Перед ее началом они пожали друг другу руки у входа в 56-комнатный особняк XX века площадью 5 тыс. кв. метров. Затем они встретились со своими командами в зале, который часто используется для проведения свадебных церемоний.
Во время продолжительной встречи лидеры двух стран отобедали равиоли с рикоттой, хрустящими артишоками, запеченной в эстрагоне курицей, рисом, запеченными брокколини и миндальным безе.
Но разговор не ограничивался мировыми конфликтами и ядерным оружием. В какой-то момент во время четырехчасовой встречи Байден поздравил жену Си, Пэн Лиюань, с наступающим днем рождения. Си ответил, что ему неловко: он так много работал, что забыл о дне рождения жены.
После встречи Байден и Си прогулялись среди гранатовых деревьев и вереска. Затем Си отбыл в Сан-Франциско, где у него была запланирована встреча с лидерами американского бизнеса на ужине со стоимостью блюд в 2000 долларов. Байден остался, чтобы провести пресс-конференцию, на которой он заявил, что по-прежнему считает своего почетного гостя диктатором.
Издание The Wall Street Journal цитирует слова Байдена, который заявил, что его беседа с председателем КНР Си Цзиньпином была «одной из конструктивных и продуктивных», которые они вели.
Однако, эксперты указывают на то, что в ближайшие месяцы результаты переговоров, вероятно, окажутся под давлением. Причина в разногласиях по поводу выборов на Тайване и противостояние между китайскими и филлипинскими ВМС (Манила — союзник США). Также США и Китай резко расходятся во взглядах на войну между Израилем и ХАМАСом.
Агентство Reuters сообщает, что Джо Байден и Си Цзиньпин на встрече договорились восстановить каналы связи между военными, разорванные в прошлом году после исторического визита Нэнси Пелоси на Тайвань.
Си Цзиньпин призвал США отказаться от поддержки Тайваня и прекратить поставлять оружие в регион. На пресс-конференции Байден подтвердил, что продолжает придерживаться политики «одного Китая» (подразумевает, что Тайвань считается частью КНР). По данным CNN, во время переговоров лидер КНР сказал, что Китай отдает предпочтение мирному воссоединению, и изложил условия, при которых будет применяться сила. Американский президент ответил, что позиция США заключается в поддержании мира и стабильности в регионе
В то же время, США призвали Китай использовать рычаги влияния на Иран, чтобы предостеречь от расширения конфликта между Израилем и ХАМАС.
Байден также сказал, что они с Си договорились о том, что если «есть какая-то озабоченность по поводу чего-либо между странами или происходящего в регионе, мы должны поднять трубку и позвонить».
Очевидно, что в основе встречи лежала напряженность. Си заявил, что для США и Китая «отвернуться друг от друга — не вариант», но при этом указал на готовность Пекина дать отпор любым действиям США, которые, по его мнению, могут задеть интересы Китая. Обе страны по-прежнему придерживаются курса, который, несомненно, будет продолжать вызывать трения.
Агентство Bloomberg обращает внимание на высказывание Байдена, который уже после встречи назвал Си Цзиньпина диктатором. По мнению экспертов, это может подорвать успехи, достигнутые в ходе переговоров. По словам Байдена, две страны пришли к важным договоренностям по борьбе с распространением фентанила, возобновлению военных контактов на высшем уровне и решении споров прямым разговоров двух лидеров. В ответ на вопрос, остается ли он верен своему высказыванию о диктаторе, Байден ответил:
«Ну, послушайте, так оно и есть. Я имею в виду, что он диктатор в том смысле, что он управляет страной, которая является коммунистической страной, основанной на форме правления, совершенно отличной от нашей».
В то же время, американский президент назвал прошедшие переговоры «одними из самых конструктивных и продуктивных дискуссий, которые у нас когда-либо были». Си Цзиньпин, в свою очередь, выразил уверенность в «светлом будущем» китайско-американских отношений, если обе страны будут придерживаться принципов «взаимного уважения, мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества».
Российские эксперты довольно скупо комментируют итоги встречи. По всей видимости, их смутило то, что на переговорах мало место было уделено России. Так политолог Сергей Марков считает, что все разногласия между США и Китаем сохраняются. Обе стороны стараются, чтобы расширяющаяся борьба между ними была под контролем. Байден за год до выборов будет ужесточать политику в отношении Китая, так как это популярно у избирателей. Новая тема — фентанил, синтетический наркотик, от которого сильно страдает США.
Политолог Марат Баширов уверен, что председатель Си окончательно закрепил за Байденом статус «хромой утки»:
«Договорились обсудить проблему поставок из Китая фентанила (опиоидный анальгетик), который используют граждане США, как наркотик. Договорились дать поручение военным обсудить вопросы канала военной связи и создать площадку по разработке искусственного интеллекта (Китай к 30 году хочет стать мировым лидером в его использовании). И всё? Да. Понятно, Байден что-то там сказал про права человека и т. д. — весь набор банальностей, но это для внутреннего потребления. Понятно, что Си сказал про Тайвань и экспортные ограничения. Никаких союзов, никаких уступок — одни обещания еще раз обсудить на рабочих группах. Так Си дал понять, что будет ждать итогов президентских выборов в США (осень 2024), а Китай продолжит делать всё что делал и в военной, и в экономической плоскости».