Posted 16 ноября 2023, 14:51
Published 16 ноября 2023, 14:51
Modified 16 ноября 2023, 15:03
Updated 16 ноября 2023, 15:03
Идея создания такой комиссии возникла вскоре после инцидента в подмосковном поселке Деденево, где учительница подралась с мамой шестиклассницы. Запись увидели тысячи пользователей интернета. Не отреагировать на это было сложно. К слову, это не первый случай драк в школе с участием педагогических работников. Только за минувший год в российских учебных заведениях произошли три инцидента, в которых учителя доходили до рукоприкладства.
Этому уже нашли оправдание в педагогическом сообществе. Одна из причин — эмоциональное выгорание педагогов. Действительно, с 1922 года синдром эмоционального выгорания (СЭВ) включен в перечень заболеваний. Ему подвержены специалисты, работа которых предполагает постоянное глубокое взаимодействие с людьми. В группе риска, наряду с врачами и журналистами, педагоги. Распространенность СЭВ среди них достигает 80–90%.
Однако, многие учителя считают, что возникающие инциденты проще решать с помощью конфликтных комиссий.
«Такие конфликтные комиссии существуют во многих школах. И эта практика работает. Но, видимо, министерству нужны отчеты о громких успехах — ведь Год педагога и наставника подходит к концу, а рапортовать особенно не о чем. Вместо того, чтобы решать насущные вопросы, связанные с повышением зарплаты учителей, нам навязывают разнообразные комиссии с неясным функционалом», — считает преподавать истории и обществознания из Хабаровска Вячеслав Пильников.
Возникает также естественный вопрос: как именно локальная комиссия может повлиять на зарплату учителя? Ведь этот вопрос — в ведении государства. А государство, как известно, повышать зарплаты учителям не торопится.
В октябре 2023 года профсоюз «Учитель» провел мониторинг окладов учителей, установленных правительствами регионов. Сравнение проводилось с уровнем МРОТ в 19 242 ₽, который вступит в силу 1 января 2024 года.
Данные собирались для учителей с высшим образованием. Результаты этого мониторинга показали, что в 40% регионов страны оклады педагогических работников не превышают и половины МРОТ (от 3420 до 9580 руб). Только в Ямало-Ненецком АО, Магаданской области и Приморском крае оклады выше ожидаемого МРОТ. «Рекордсменами по скупости» являются Карачаево-Черкесская Республика, Еврейская АО, Вологодская область и Республика Алтай, где оклады учителей до сих пор менее пяти тысяч рублей. Даже в тех субъектах федерации, где оклады были пересмотрены в 2023 году, повышение произошло только до 10-13 тысяч рублей. В Карачаево -Черкессии оклад учителя составляет 3 420 рублей. Как можно прожить на эти деньги?
«Авторитет учителя — это прежде всего материальная оценка его труда, — считает учитель истории и обществознания из Павловского района Нижегородской области Дмитрий Казаков. — Именно этот показатель может говорить сегодня о нужности и востребованности профессии. Можно конечно создать комиссию по авторитету, но существенно это положения учителей не изменит. Денег давать на развитие образования власти не хотят, условия труда менять не хотят, а все проблемы пытаются закрыть при помощи спорных инициатив, которые нужны скорее всего для отчетности. И о каком авторитете можно говорить, если министерство собирается в ближайшее время контролировать онлайн проведение учителями Разговоров о важном?».
Авторитет учителя на самом деле поднимется тогда, когда образовательные учреждения закроют дыры в кадрах, чтобы учителя могли спокойно вести уроки, подавать интересный материал, а не кидаться на учеников с кулаками от стресса и накопившегося психоза, погибать под тонной бумажных отчетов и мероприятий по патриотическому воспитанию. А добиться уважения для учителей, вероятно, можно, создав адекватные условия труда. Сейчас же, по словам учителей, чтобы получать зарплату хотя бы в 30-40 тысяч рублей, им приходится работать на 2 ставки и брать дополнительные нагрузки в виде классного руководства.
«У нас, у учителей, с авторитетом все в порядке. Да, власть нас не ценит в плане материальной оценки труда, но на образование сейчас, видимо, нет денег. Я 27 лет в школе, меня выбрали муниципальным депутатом, меня ценят ученики, почему министр заботится о моем авторитете? Лучше бы министерство просвещения так заботилось о своем авторитете», — говорит учитель истории и обществознания из Свердловской области Марина Шарова.
Чем новая комиссия по защите авторитета учителя будет отличаться от многочисленных учредительных советов, советов родителей школы, никто сегодня не понимают. Кто будет в нее входить, тоже вопрос. Хорошо известно, что в случае возникновения конфликтов школьная администрация всегда на стороне учителя, родители же неизменно оказываются в роли виноватых. И наоборот, родительское сообщество часто предъявляет учителям претензии.
На самом деле повысить авторитет учителя, вероятно, можно только тогда, когда ученики будут видеть перед собой не измотанного, нищего учителя, а человека, который может спокойно вести уроки, качественно готовиться к ним и общаться с детьми уважительно, отмечают авторы тг-канала «Русский декаданс».
Вообще, идея спикера Совета федераций Валентины Матвиенко о Министерстве счастья запустила во властных структурах какой-то странный флэшмоб по созданию совершенно бесполезных ведомств, структур и комиссий, которые не имеют к реальности ровным счетом никакого отношения. Вероятно, просто год подходит к концу, и чиновники задумались о том, чем, собственно отчитываться.