Posted 15 ноября 2023, 09:58
Published 15 ноября 2023, 09:58
Modified 15 ноября 2023, 10:00
Updated 15 ноября 2023, 10:00
«НИ» выяснили, что авиакомпании получили удобный повод повысить стоимость авиабилетов — им отменяют субсидии на операционную деятельность. Но есть ещё несколько факторов, приближающих рост цен — высокие расходы на обслуживание самолётов в условиях санкций и новые запреты, которые не лучшим образом сказываются на пассажирах.
Сообщения об аварийных посадках самолетов из-за технических неисправностей стали появляться в новостной ленте с завидным постоянством. И в большинстве случаев речь идёт об импортных бортах, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями.
12 ноября Boeing 737 авиакомпании «Победа», следовавший из Сочи, совершил аварийную посадку в аэропорту Челябинска. Из-за технической неисправности не были выпущены закрылки, но пилоты смогли благополучно посадить самолёт. К аэропорту стянули пожарных и скорую помощь, но никто не пострадал.
22 сентября в аэропорту Иркутска приземлился следовавший из Ленска Ан-26. Из-за технической неисправности у него отказал левый двигатель. Посадка прошла успешно.
12 сентября Airbus A-320 «Уральских авиалиний» совершил знаменитую посадку на картофельное поле в Новосибирской области. Расследование Росавиации показало, что самолёт не дотянул до аэропорта Новосибирска потому, что пилоты неправильно рассчитали запас топлива. Но причиной ухода из Омска в Новосибирск стала техническая неисправность: «нарушение целостности в месте заделки гибкого шланга приводного цилиндра правой створки ниши основной стойки шасси из-за естественного износа». То есть просто перетёрся шланг и его не заменили вовремя.
22 августа в аэропорту Красноярска приземлился вылетевший в Ош Boeing-737 авиакомпании «Россия». Официальная версия гласит, что пилоты обнаружили трещину на лобовом стекле. Но есть мнение, что для аварийной посадки была иная весомая причина, которую стараются не афишировать.
25 июля в Шереметьево совершил аварийную посадку Boeing-737, прилетевший из Сочи. У него отказал левый двигатель, но посадка прошла успешно.
В общем, похоже, что техническое обслуживание самолётов в России оставляет желать лучшего. И это стало ещё одним поводом попросить у государства и пассажиров (через повышение цен) денег. За 9 месяцев 2023 года только «Аэрофлот» потратил на ремонт и обслуживание самолётов 19,142 млрд рублей. Причём не всегда успешно. Отправленный ещё в апреле на ремонт в Иран Airbus А330 так там и застрял.
Полностью отечественные самолёты тоже задерживаются. «Аэрофлот» должен был в конце 2023 года получить первые два импортозамещённых «Суперджета» с отечественными двигателями ПД-8. Но фактическая передача новых SJ-100 перенесена на 2024 год.
А региональные авиакомпании просят продлить ресурс самолётов Ан-24 и Ан-26, которые выпускаются с 1962 года. Сейчас в России насчитывается порядка 150 таких самолётов. Капремонт летающего антиквариата оценивается примерно в 200 млн рублей, но альтернативы для региональных перевозок пока никакой нет. Первые экземпляры нового ТВРС-44 «Ладога», который делают из старого чешского Let L-610 1988 года разработки, Уральский завод гражданской авиации обещает выпустить только в 2027 году.
Весомую финансовую поддержку авиакомпаниям в 2023 году оказало восстановление международных рейсов. UTair, например, нарастил пассажиропоток на международных рейсах на 33,8%. Конкуренция там невысокая — полёты регулируются межгосударственными соглашениями, а публика платёжеспособная. Не зря Россия стала лидером по турпотоку на Мальдивы — острова с начала года посетили более 180 тыс. россиян.
Вот только самолёты для международных рейсов должны быть освобождены от требований лизинговых компаний. Иначе есть риск ареста. Поэтому теперь авиакомпании тратят немалые деньги на выкуп самолётов. В сентябре–октябре 2023 года «Аэрофлот» выкупил 35 самолётов и 5 двигателей у ирландских компаний AerCap и SMBC Capital. А «Уральские авиалинии» только недавно смогли согласовать условия выкупа самолётов у компании «НЛК Финанс», принадлежащей Росавиации.
Без переоформления самолётов, которое тянет за собой дополнительные расходы, теперь нельзя летать даже в Турцию. Она 1 ноября 2023 года закрыла своё воздушное пространство для самолётов с двойной регистрацией. Заодно эта мера увеличила время полёта в Египет на полчаса. Так что роль иностранных авиакомпаний, ценообразование которых никак не зависит от правительства РФ, на рынке перевозки туристов на любимые курорты будет усиливаться. Самолёты этих иностранных компаний могут быть новые, хорошо обслуженные по всем правилам, но дешёвых билетов никто не обещает.
Порадовать пассажиров на внутренних рейсах пока нечем. Новых отечественных самолётов пока нет, поэтому остаётся только продолжать эксплуатировать советскую технику, которая уже выработала свой ресурс и оставшиеся у нас закупленные в хорошие времена Airbus и Boeing, лишённые должного обслуживания: некоторые операции, например, замену стойки шасси в России выполняют впервые.