Posted 15 ноября 2023, 09:28
Published 15 ноября 2023, 09:28
Modified 15 ноября 2023, 10:32
Updated 15 ноября 2023, 10:32
Ирина Лебухова
С 2024 года техника и личный состав санитарной авиации Дальневосточного федерального округа (ДФО) переориентируют на помощь военным в зоне проведения СВО. Вместе с уже имеющейся техникой на нужды армии пойдут и все деньги, выделенные бюджетом на закупку новой санитарной авиатехники. Об этом говорится в сообщении администрации городской больницы № 4 Улан-Удэ со ссылкой на главу Минздрава РФ Михаила Мурашко.
«Есть приоритеты. Внимание всей России приковано к тому, что сейчас происходит в зоне СВО. Нам нужна победа. Задача всех регионов, не словом, а делом помочь защитникам», — приводит цитату Мурашко медучреждение. Также указано, что федеральный Минздрав поддержал инициативу правительств субъектов Дальневосточного федерального округа о передаче санавиации. А в самом округе уже сделано немало: новые и отремонтированные больницы, оборудование.
«Мы привыкли к непростым условиям. Справимся и сейчас», — поддержала инициативу и. о. министра здравоохранения Якутии Лена Афанасьева.
При этом местные власти не скрывают, что санитарная авиация Дальнему Востоку нужна. И ее задействуют в случаях, когда медлить нельзя — авиация вылетает по экстренным вызовам, которые связаны с болезнями сердца, травмами и ожогами, а также родовспоможением.
В соцсетях тут же отреагировали на сообщение.
«Чиновник привел довольно-таки весомый аргумент — использование санавиации в зоне СВО поможет сохранить сотни жизней. Ну, а что делать теперь жителям ДФО, чиновник почему-то не сказал. Видимо, их жизни никому не важны. Ну разве что, если они на СВО не выкажут желание поехать», — написал пользователь VK Игорь Ефимов.
На VIII Всероссийской конференции «Демографическое развитие Дальнего Востока и Арктики», состоявшейся 5 июля, замминистра здравоохранения Виктор Фисенко подчеркивал, что «в ряде случаев санавиация — это единственная возможность для территории Дальнего Востока и Арктики оказать помощь».
В прошлом году премьер-министр Михаил Мишустин поручил двукратно увеличить объем субсидий для санитарной авиации в ДФО.
«Для этих целей планируется обеспечить дальнейшее развитие санитарной авиации. Ассигнования из федерального бюджета на ее поддержку с 2023 года должны быть увеличены не менее чем в два раза», — сообщалось на сайте кабинета министров.
Ответственным за исполнение поручения назначили Минздрав.
До этого и президент Владимир Путин на Восточном экономическом форуме давал поручения по двукратному (3,5 млрд рублей в год вместо ранее ежегодно выделяемых 1,3–1,7 млрд) увеличению вылетов санавиации. Развитие санитарной авиации было названо одним из приоритетов национального проекта «Здравоохранение».
Еще в 2016 году в Послании президента развитие санавиации было обозначено одним из важных элементов по улучшению работы здравоохранения. Владимир Путин констатировал, что с учетом географии огромных, порой труднодоступных территорий, России необходима хорошо оснащенная служба санитарной авиации. В следующем году программа развития санавиации охватила 34 региона страны, включая Сибирь и Дальний Восток. Например, в Приморье в том числе благодаря санавиации в 2017 году была в 2,2 раза снижена младенческая смертность.
На Дальнем Востоке расстояние между городами может достигать сотни километров. Вертолеты санавиации летают фактически вместо карет скорой помощи — туда, куда автотранспорт не доедет. Речь идет как о населенных пунктах, так и о стоянках оленеводов. Для последних санавиация — зачастую единственная возможность пройти элементарное медицинское обследование.
В Хабаровском крае, например, чтобы медикам забрать тяжелого пациента из села Херпучи и отвезти в Хабаровск, где ему смогут оказать квалифицированную помощь, нужно вызывать вертолет из Николаевска-на-Амуре. Между Херпучами и Хабаровском — 566 км по прямой. Между Николаевском-на-Амуре и селом — 140 км. А до поселка Литовка из краевой столицы — 114 км, но автодороги нет: или поездом, или по воздуху… Аналогичная ситуация и в других дальневосточных субъектах. Из Южно-Сахалинска до Охи лететь около 3,5 часа. Это путь с одного края острова до другого — 800 километров.
В прошлом году из 12753 вылетов санавиации по стране 2205 пришлись на Дальний Восток. Из 16185 эвакуированных пациентов 3616 — дальневосточники. На ДФО приходится около 23% всех эвакуированных по воздуху больных.
К тому же на Дальнем Востоке традиционно остро стоит вопрос дефицита медицинских кадров. Ехать работать в отдаленные населенные пункты медики желанием не горят. И немудрено: инфраструктура отсутствует, социальных объектов недостаточно. Даже программа «Земский доктор» забуксовала — некоторые приехавшие по ней врачи вернули выданные им деньги и покинули села и поселки.
В 2023 году Дальний Восток рискует вернуться в 90-е годы. Так, например, в 1997-м на Чукотке был всего один санитарный вертолет на регион. Сейчас на Чукотке утверждена региональная стратегия развития санитарной авиации в округе до 2024 года — однако как она будет исполняться в новых условиях, неизвестно.
Впрочем, когда в мае нынешнего года помощь требовалась далеким друзьям в Африке, Ростех передал Зимбабве собственные многоцелевые вертолеты «Ансат» (18 штук). Это легкие многоцелевые вертолеты, изготовленные на Казанском вертолетном заводе (КВЗ).
«Сегодня мы торжественно передаем Республике Зимбабве партию вертолетов „Ансат“ российского производства. Восемнадцать „Ансатов“ предназначены для санитарной авиации. Прежде всего — для спасения пациентов в труднодоступных районах. Каждый санитарный вертолет укомплектован полным набором медицинского оборудования для реанимации и неотложной помощи», — заявил в мае текущего года генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов.
Тогда же глава госкорпорации Сергей Чемезов обещал, что до 2025 года в Зимбабве поставят 60 вертолетов российского производства. Каждый вертолет имеет полный комплект медоборудования для неотложной помощи и реанимации, сказал Чемезов, отметив, что «российские вертолеты — это настоящая летающая скорая помощь». Видимо, теперь уже — роскошь для россиян.