Posted 14 ноября 2023, 12:11

Published 14 ноября 2023, 12:11

Modified 14 ноября 2023, 12:13

Updated 14 ноября 2023, 12:13

Золотые яйца: почему правительство бьет тревогу, а отрасль не волнуется?

14 ноября 2023, 12:11
Сюжет
Санкции
Когда цены на яйца в России в разных регионах перешагнули отметку в 100 рублей, правительство решило действовать. Еще месяц назад Минсельхоз грозился запретить экспорт, а теперь вице-премьер Белоусов призывает налаживать импорт, а заодно и проверить производителей.

Елена Петрова, Наталья Сейбиль

Генеральный директор Российского птицеводческого союза Галина Бобылева в интервью «НИ» заверяла, что в росте цен на яйца нет ничего особенного, обычная сезонная волатильность. Но рост на 18,6% к цене в начале года и почти 25% за год трудно списать только на колебания спроса. После этого правительство послало ФАС разобраться, что с ценами на самый дешевый белок не так.

Как росли цены на яйца

График развития оптовых и розничных цен на яйца не дают оснований расслабленно ждать после сезонного повышения такого же сезонного снижения. Летом 2022 года и оптовая, и розничная цена составляла 45 рублей. До этого оптовая цена находилась в районе 35 рублей за десяток, а в рознице с покупателей получали 60 рублей. Бизнес был совсем не плох с маржой почти в 100%.

Осенью прошлого года и оптовые, и розничные цены не превышали 65 рублей за десяток. В мае 2023 года оптовая цена на яйца рухнула ниже 40 рублей за десяток, зато розница на пиках давала 70 рублей.

Резкий подъем оптовых цен начался с июля этого года, через месяц подтянулась розница. Пока кривая указывает на то, что цены будут расти и дальше. Опт опережает розницу и стремится вверх. За ним с разрывом в месяц идет розница.

Что предлагает Минсельхоз и правительство

Еще месяц назад Минсельхоз подозревал производителей яиц в том, что слишком много продукции идет на экспорт. Поэтому ведомство Патрушева разместило на сайте правительства проект постановления о запрете экспорта яиц на полгода.

«В целях сдерживания роста потребительских цен на социально значимую продукцию и недопущения дефицита предлагается установить временный запрет на вывоз пищевого яйца птицы за пределы территории Российской Федерации сроком на шесть месяцев», — сказано в документе.

После успеха с запретом вывоза дизеля в страду продолжение ручного управления в отрасли кажется логичным. Но угроза не подействовала — цены на яйца продолжили свой рост.

Пришлось откатывать назад и предлагать договариваться. Теперь Минсельхоз и Минпромторг хотят стимулировать производителей сельхозпродукции и торговые сети. Для этого нужно заключать долгосрочные договоры. Тогда, думают в ведомствах, можно прогнозировать объемы и контролировать цены.

Есть одно «но» — долгосрочные рамочные соглашения между производителями и сетями есть и сейчас. Такие соглашения действуют год и продлеваются. Президент компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев говорит: «Я знаю крайне мало случаев, когда соглашения не продлевались. Как правило, реструктуризация контрактов происходит в рамках слияния или поглощения той или иной торговой сети, но связи с традиционными поставщиками всегда остаются».

Исполнительный директор компании «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев подтверждает, что практика заключения долгосрочных контактов есть и сейчас: «Но даже в рамках таких контрактов учитывается рыночная конъюнктура и возможности производителя относительно выполнения заявок со стороны сети, бывают перебои с поставками, перерыв на обслуживание производственных линий».

Яйца производятся не в безвоздушном пространстве. В Минсельхозе проблему обрисовали так: «Данная ситуация связана прежде всего с ростом себестоимости производства данной продукции на фоне высокого курса доллара США».

В России эмбрионы закупаются зарубежом, много антибиотиков поставляется также из-за границы. Падение курса рубля сказалось на производстве, так же, как и повышение цен на топливо.

На фоне высокой продовольственной инфляции, особенно, на мясную продукцию, яйца стали самым дешевым поставщиком белка в рационе россиян. Однако в отрасли свои проблемы. Птичий грипп замедлил рост рынка, и спрос перестал успевать за предложением. Как следствие, выросли цены.

Есть и другие причины, говорит Галина Бобылева:

— Это же целая отрасль производства, переработки! Работает она на определённых ресурсах, где надо корма, ветеринарные препараты, прочее. Нужна реконструкция, модернизация. Всё это происходит поэтапно. Вы говорили про болячки. Каждый год это возникает на одном — двух предприятиях. В прошлом году остановилось, сегодня в строй вошло.
Яйца дорожают, потому что дорожает и все остальное, говорят в отрасли: рост цен на топливо, затраты на обслуживание оборудования, ремонт автопарка — все это сказывается на цене яиц.

«В Багдаде все спокойно»

Генеральный директор Российского птицеводческого союза Галина Бобылева не понимает, почему тема повышения цены на яйца осенью вызывает такой ажиотаж:

— Во-первых, где вы видели рост цен? Вы сами яйца покупаете? Что, были сто рублей, а теперь — 200? Или как?

Для производителей самое главное — обеспечить наличие товара.

— Сегодня производство яйца в России стабильно. Никакого дефицита яйца нет. Повышение цен сегодня связано с уровнем инфляции и сезонным повышением цены. Всё. Других вообще вопросов нет. И я не понимаю, о чём вообще идёт речь? Откуда такой ажиотаж? Во всех магазинах есть яйцо. Цена его в магазине в пределах ста рублей.

Но в том-то все и дело, что для потребителя важно не только то, что яйца в магазинах есть, но и то, что год назад десяток яиц стоит от 50 до 60 рублей, а сегодня меньше 100 не найдешь.

Как представитель отрасли, Галина Бобылева опасается, что излишнее внимание СМИ может повлечь за собой последствия:

— Если вы напишите, в правительстве обсуждается, значит, есть проблемы, люди побегут, как за гречкой бегали. Так вы можете создать и на яйцо. У нас все программы выполняются. Яйцо везде есть. Рост на уровне инфляции и второй момент — сезонность.

Однако наличие товара в магазине — это часть задачи по обеспечению продовольственной безопасности. Другая задача — сделать продукты питания доступными. «НИ» ранее разговаривали с исполнительным директором СОЮЗА «Средуралптицепром» Николаем Эйрияном. Эксперт так описал «лестницу желаний и возможностей» потребителя:

«Существует определенная градация и рейтинг пищевых продуктов. Люди по мере дефицита либо усиления инфляции начинают употреблять меньше дорогостоящих продуктов. Составляющая „продуктов доступности“, она, так скажем, устойчивая. Сначала граждане переходят на более дешевое мясо, то есть курицу, потом на яйцо, а потом на хлеб и молоко. Последние две составляющие — это молоко и хлеб. Просто сейчас идет сдвижка на увеличение потребления более доступных товаров. Давайте посчитаем: один килограмм тушки птицы дает не более 50% питательных частей. А если взять яйцо, то примерно при сопоставимых ценах вы получите питательной массы 90%. Покупатель, даже не вдаваясь в такие подробности, понимает, что на этих дешевых продуктах он продержится».

С ростом цен на яйца следующей ступенькой потребления станут молоко и хлеб.

Подпишитесь