Posted 11 ноября 2023, 07:06
Published 11 ноября 2023, 07:06
Modified 11 ноября 2023, 10:43
Updated 11 ноября 2023, 10:43
Ирина Мишина
Куда дальше расти ценам на авиабилеты — не понятно. Их стоимость на протяжении последних 15 лет росла вслед за инфляцией и колебаниями курса рубля. За это время цена авиабилетов по России увеличилась на 56%, достигнув в 2023 году средней стоимости 9 700 рублей. Средняя цена авиабилета за рубеж за последние 15 лет выросла на 134% и доходит до 36 тысяч рублей.
Теперь в стоимость авиабилета хотят включить еще и стоимость модернизации аэропортов. Владельцы российских аэропортов — холдинги «Новапорт» и «Аэропорты регионов» (им принадлежат воздушные гавани в Новосибирске, Калининграде, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Саратове и других городах) — предложили ввести новый сбор для пассажиров: 3–5% от стоимости билета. Эти деньги, по замыслу ее авторов, нужно будет платить, чтобы аэропорты могли погасить льготные кредиты, которые собираются попросить у государства на развитие инфраструктуры.
«Ситуация такая. Есть минимум полтора десятка аэропортов, в которые частные инвесторы готовы войти с программами реконструкции. Везде потребуются многомиллиардные инвестиции. Собственных средств у инвесторов нет, а с учетом нынешней ключевой ставки кредиты могут стать неподъемными. Вот поэтому владельцы аэропортов и закинули идею — взять средства в ФНБ (Фонд национального благосостояния — прим. Редакции). А чтобы гарантировать возврат средств — инфраструктурный сбор взимать с пассажиров, заложив это в стоимость билетов», — рассказал «НИ» главный редактор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
Проблемы начались не сегодня. Дело в том, что в федеральном бюджете на следующий год на аэродромную инфраструктуру было заложено средств на 22% меньше, чем в нынешнем, а что будет дальше — и вовсе не понятно. Отсюда у владельцев аэропортов и возникла идея получить у ФНБ льготные кредиты на 25–30 лет под ставку 2%. А затем компенсировать все это за счет нового сбора, который ляжет на плечи пассажиров. Вероятнее всего, в виде подорожания билетов.
«Никакой критической ситуации с аэропортами в России на самом деле нет, в течение последних лет они реконструировались, и сейчас какой-то аховой ситуации нигде не наблюдается. Но аэропорты надо поддерживать в надлежащем состоянии, ремонтировать взлетно-посадочные полосы, терминалы. На самом деле, когда мир облетели кадры аэропорта в Махачкале во время беспорядков, все ахнули, насколько это был модернизированный и современный аэропорт. И таких в России много в самых отдаленных уголках», — говорит авиаэксперт Роман Гусаров.
Действительно, неужели вопрос ремонта аэропортов стоит настолько остро, чтобы надо было срочно брать большие кредиты?
На самом деле за четыре года реализации национального проекта «Модернизация транспортной инфраструктуры» в российских аэропортах был реконструирован 21 объект. Еще 14 будут введены в эксплуатацию до конца 2023 года. Реконструкция увеличит и пропускную способность аэропортов, и сделает полеты безопаснее.
Только в 2022 году были отремонтированы и введены в строй в аэропортах восемь объектов, среди них взлетно-посадочные полосы в Оренбурге, и Великом Устюге, новая аэродромная инфраструктура появилась в аэропорту Толмачево в Новосибирске, завершена реконструкция 4-х аэропортов в Якутии. А до конца 2024 года по нацпроекту планируется провести реконструкцию 52-х объектов аэропортовой инфраструктуры в 49 аэропортах: это 32 взлетно-посадочных полосы и 20 вспомогательных объектов.
«На самом деле аэропорты и так потихоньку реконструируются. Сейчас, например, в Хабаровске строят терминал для внутренних рейсов, в Магадане реконструируют аэропорт, в Хабаровске 2 раздельных терминала реконструируют по очереди. В Петропавловск-Камчатском взлетно-посадочная полоса себя исчерпала, нуждается в реконструкции. Идут работы в аэропортах Улан-Удэ, Благовещенска, Грозного, Воронежа», — рассказывает главный редактор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
Что касается планируемого сбора на реконструкцию, эксперты уже сейчас высказывают мнение, что на масштабные проекты всего этого вряд ли хватит: размер нового сбора в 300-500 руб. с человека погоды не сделает — на модернизацию аэродромов собранной суммы не хватит. А сбор в 1000 руб. серьезно ударит по пассажиропотоку.
«Сомневаюсь, что правительство эту идею одобрит. Сейчас не то время, чтобы залезать в Фонд национального благосостояния, к тому же в Минтрансе не приветствуют идею о перекладывании всех проблем на плечи пассажиров. А это затронет их с материальной стороны так или иначе», — считает Роман Гусаров.
Альтернативой очередному аэропортовому сбору, по мнению некоторых экспертов, могло бы стать увеличение доходов региональных аэропортов от общепита. И здесь есть, куда развиваться: такие доходы у европейских аэропортов составляют около 40%, а в России — 20%. Хотя пассажиры и так знают: перед полетом лучше поесть дома, потому что цены в кафе аэропортов зашкаливают. Например, чашка латте и чашка американо в «Шоколаднице» аэропорта стоят сегодня более 1500 рублей. В центре Москвы за этот же заказ с вас возьмут 450–500 рублей. А чашка чая в аэропорту нередко идет по цене чайника.