Неприятностями закончилось по меньше мере для двух любительниц балета многосуточное стояние в очереди за билетами на новогодние спектакли «Щелкунчик» в Большом театре: они пострадали в давке так, что пришлось вызвать скорую помощь.
Ажиотаж вокруг этого спектакля длится на Театральной площади Москвы уже неделю! Как и в советские времена, «балетоманы» составляют списки, отмечаются, ругаются, изнемогают в дикой очереди, и при этом как ни пытается руководство Большого театра распределить людей, все тщетно — толпа не только не расходится, а еще и растет. При этом Большой театр отказался менять правила продажи. На сайте театра несколько дней назад значилось, что билеты на несколько предновогодних спектаклей «Щелкунчик» есть, однако купить их в электронном виде было невозможно: сайт был «обрушен». Стоят же они в зависимости от конкретного дня от 5300 до 14 тысяч рублей. Понятно, что у перекупщиков, которых нужно еще найти, и быть уверенными, что они не мошенники, цена вдвое-втрое дороже.
Кроме пострадавших в давке, неизбежно оказались в очереди и скандалисты, которых пришлось выводить полиции. И это понятно: сохранять человеческое достоинство в таких условиях очень трудно.
И тут возникает вопрос: а в самом ли деле все эти люди так жаждут «высокой культуры», что сами не готовы отказаться от любой культуры поведения? Известно, что балет, поставленный великим советским хореографом Юрием Григоровичем, уже много десятилетий является «новогодней визитной карточкой» Большого театра. Но если в СССР такой ажиотаж можно было объяснить и скудностью культурной афиши, и бедностью населения, то как объяснить это теперь, когда любое культурное событие становится достоянием интернета, причем за очень небольшое деньги, а чаще всего — и бесплатно?
Политконсультант Ярослав Игнатовский объясняет это уникальным статусом Большого театра, побывать в котором считается весьма престижным делом:
«Наши люди до смерти любят культуру! А если серьезно, это наглядная демонстрация упрямого консьюмеризма (хотим только в Большой, только на Новый год и только на „Щелкунчика“) помноженного на архаичность (отсталый сайт, искусственное завышение спроса под видом борьбы с перекупщиками). Страдают люди, а картинка как из футбольных 90-х. Хотя сейчас на футбол купить билет как раз не проблема. Как и в театр. Но только не в Большой».
А вот политолог Андрей Никулин видит тут исключительно психологический подтекст:
«На деле в толпах, всю неделю часами стоящих, чтобы получить билеты на новогодние спектакли „Щелкунчика“ тоже можно увидеть элементы истерии.
Любой ценой доказать и себе, и остальным, что все нормально и твой нормальный, обычный жизненный график не нарушается.
Вот и Новый год наступает, а значит ты, как нормальный человек пойдешь с детишками в нормальный театр на нормальный спектакль.Любой ценой. Это действительно какая-то психотическая реакция — любой ценой, но почувствовать себя в условном 2019-м году.
Когда все спокойно, елка, музыка Чайковского и можно представить, что дальше, после спектакля, все будет хорошо».
Театральный критик Майя Крылова увидела сразу несколько причин такого поведения:
«Народная истерика- иначе не назвать — с билетами в ГАБТ на новогоднего „Щелкунчика“.
Бессмысленная и беспощадная.
Многосуточная очередь в кассу. Да, стоят сутками, реально. Днем и ночью, не отходя. Давка, напор толпы, уже с травмами. Свары. Вас здесь не стояло. Браслеты на руках, знак очереди. Отмечания по спискам? Спекулянты, все равно впереди всех, у них давно отработанная система, как это сделать.
Хорошо еще, что пока нет морозов.
Вопроса, зачем это надо, именно этот «Щелкунчик», и именно сейчас, там не возникает.
На люстру посмотреть? Смотрите весной или осенью. Да хоть в феврале. На любом спектакле.
Григоровича балет увидеть? Есть в сети. И стоит посмотреть запись в сети, чем так унижаться и так мучаться ради похода в театр. Да, я знаю, что живьем театр смотреть лучше. Но не в этом случае. Тут цель не оправдывает средства.
Конкретных исполнителей увидеть? Не смешите меня. Им, кто стоит сутками, без разницы кто танцует.
Наверно, это не просто «все побежали, и я побежал», психология толпы. Не только она.
Это отчаянное желание устроить себе и детям своим праздник. А праздник — это не просто балет с елкой на сцене, а балет с елкой в «главном театре страны», так ведь ГАБТ называют. Ради этого и всколыхнулись совковые привычки биться грудью по очередям. Тут процветает культ главного. И уверенность, что там, в главном, будет — всё — лучше всего.
Не нужны нам другие «Щелкунчики» без давки и без очереди.
Там же не Большой театр. Не главный.
Там не так хорошо будет, за наши деньги.
Наше всё кто? Пушкин. Репин (Серов). Чайковский. Большой театр. «Щелкунчик» в нем. И всё.
Попасть туда — попасть в лучшее. Как в рай. Без нюансов. Это непоколебимая вера.
Как в очереди в церковь за привезенными мощами стоят, ей богу. С благоговением.
Впрочем, это и правда одно и то же».
А блогер Елена Колыхалова не видит в этой давке ничего предосудительного:
«Феномен очереди на Щелкунчика- это не феномен, это легко объясняется психологией потребностей, причем столетия три уже пишут о таких явлениях. Вот что трудно объяснить, так это реакцию пренебрежения и дискредитацию через шутку таких явлений. Казалось бы, можно просто не обращать внимания на это, но почему-то цепляет.
Что цепляет в очереди на «Щелкунчика» и на Вермеера? Думаю, невыносима доступность благ для «простых людей». А нет ничего более подтверждающего «элитность», как доступ к благам искусства. Эксклюзивность доступа к артефактам искусства размывается в этих очередях, вот что не дает покоя. И в обладании такими благами искусства через прямой контакт устраняется фигура посредника (а такой посредник — это всегда интеллектуальная элита). Вот и хочется вышутить глупое стояние в очередях. Интересно, Дмитрий Лихачев назвал бы стояние в очереди за едой долее адекватным поведением?»
С экспертами нельзя не согласится: конечно же, ничего общего с любовью к балетному искусству и к музыке Чайковского это поведение москвичей и гостей столицы не имеет. Но при этом есть и еще одна, крайне неприятная проблема: поведение чиновников, что театральных, что московских. Ведь куда проще было бы продать все без исключения билеты открыто на сайте, так чтобы любой мог попытаться это сделать — и кому-то непременно повезло. Ан, нет. Со времен СССР прошло уже больше трех десятилетий, а отношение власти к народу цивилизованнее не становится. Все те же пренебрежение, унижение, презрение. Иначе происходящее на самой «высококультурной» площади Москвы — Театральной — объяснить невозможно.