Зерновая сделка так и не возобновилась, несмотря на старания ООН, заявил министр иностранных дел РФ Лавров, добавив, что это показало беспомощность организации.
Напомним, что этот договор между Россией, Украиной, Турцией, ООН и западными странами действовал до середины июля 2023 года, но после атаки ВСУ на Крымский мост, Россия отказалась его выполнять.
Зерновая сделка состояла из трех основных пунктов. Во-первых, Россия открывала в Черном море безопасные коридоры для прохода зерновозов из украинских портов, гарантируя их безопасность. Со своей стороны, Запад обязался отменить санкции, которые ограничивают российский экспорт сельхозпродукции и удобрений. А Турция и ООН контролировали содержимое судов. Западу сделка помогла стабилизировать цены на зерно, выросшие в первый месяц СВО сразу на 20%, а в беднейших странах мира и на все 750%!
Украина же смогла с марта 2022 года экспортировать 32,8 млн тонн зерна и масличных на сумму 700 млн долларов, так что сельское хозяйство в 2022 году принесло стране 9% ВВП.
После приостановки сделки, Россия и Турция попытались ее возобновить в начале сентября, но безуспешно. Тогда же в СМИ и социальных сетях появились мрачные прогнозы по поводу накалившейся ситуации в Черном море. Настолько, что якобы западная военная авиация должна была начать контролировать маршруты перевозки украинской сельхозпродукции.
Впрочем, как сообщили тогда «Новые Известия», Украина нашла и другие пути для экспорта своей продукции, в том числе и через порты Хорватии, стран Балтии и Польша. Кроме того, Украина предложила Турции восстановить «зерновое соглашение» без участия России.
Теперь же выясняется, что хотя «зерновая сделка» и не возобновилась, Украина и без нее успешно экспортирует из портов Одесской области огромные объемы зерна. Как отмечает аналитик Андрей Суздальцев, «грузятся десятки сухогрузов. Зерновозы прекрасно себя чувствуют, направляясь к Босфору. Киеву и Западу не нужна „зерновая сделка“.
Канал Proeconomics подтверждает это мнение, констатируя, что Украина, несмотря ни на что, остается лидером рейтинга крупнейших мировых экспортёров подсолнечного масла с показателем в 5,6 млн тонн, и именно потому, что решила вопрос экспорта сельхозпродукции морем. О масштабах восстановления экспорта украинской сельхозпродукции морем (в основном из порта Одессы) говорит такая статистика:
«Ещё 6 судов с 231 тыс. тонн агропродукции на борту вышли 9 ноября из портов Большой Одессы и двигаются в направлении Босфора. Всего, начиная с 8 августа т. г., уже 91 судно вышло из Одессы. В общей сложности за этот период они экспортировали 3,3 млн тонн агро- и металлопродукции.
В течение последней недели количество железнодорожных вагонов с зерном в направлении портов Большой Одессы увеличилось на 26,35% год к году (или на 1,114 тыс. единиц) и по состоянию на 9 ноября составило 5,341 тыс. единиц».
Значительные объёмы идут и через порт Измаила (среднесуточный показатель выгрузки вагонов с зерном в порту Измаил составляет 159 вагонов в сутки).
В то же время, как пишет Bloomberg, премьер-министр Румынии Марчелу Чолаку признался, что его страна увеличила свои возможности по отгрузке украинского зерна до 3 млн тонн в месяц (в начале конфликта было 500 тыс. тонн). По словам премьера, в ближайшие месяцы эта цифра увеличится до 4 млн тонн.
Правда, при этом не обходится и без эксцессов. Так украинские фуры на границе с Польшей простоят в очереди шесть дней — более 20 тыс автомобилей заблокированы по обе стороны КПП, сообщил канал Readovka. Таким образом польские дальнобойщики протестуют против транзита дешевого украинского зерна.