Posted 9 ноября 2023, 13:47
Published 9 ноября 2023, 13:47
Modified 10 ноября 2023, 06:22
Updated 10 ноября 2023, 06:22
Анна Скудаева
Разворот российской политики «на восток», произошедший после начала военной операции на Украине, отразился на отношении граждан к изучению иностранных языков.
Еще весной этого года депутат Госдумы Султан Хамзаев посчитал английский «языком врагов» и предложил исключить его из школьной программы. Вслед за ним спикер Госдумы Вячеслав Володин назвал английский язык «мертвым» и призвал граждан наряду с национальными языками народов РФ подналечь на китайский.
Россияне к мнению спикера прислушались и отправились на поиски преподавателей. Сегодня в стране фиксируют взрывной спрос на услуги педагогов и репетиторов, владеющих китайским языком.
По данным сервиса бесплатных объявлений «Авито работа», спрос на репетиторов, говорящих по-китайски, в Москве подскочил более чем вдвое (+138%), в Санкт-Петербурге — на 146%, в Новосибирске — на 144%, во Владивостоке — на 350%. В среднем по стране в 2022 году рост интереса к изучению китайского языка достиг 114%.
При этом число предложений остается вчетверо ниже спроса: оно выросло только на 36%.
В начале ноября 2023 года запросы на обучение китайскому языку начали массово поступать не только от граждан, но и от российских компаний, ведущих бизнес с КНР.
Специалисты со знанием китайского на предприятиях страны стали за год востребованнее на 70%. Об этом свидетельствуют данные октябрьского исследования Аналитического центра Университета «Синергия». Абсолютное большинство российских компаний (85% против 15%) считает, что в ближайшие годы спрос на специалистов, владеющих китайским языком, значительно увеличится.
Сегодня китайский язык прочно вошел в топ-3 языков, привлекательных для работодателей, особенно в сфере производства, торговли, финансов, АПК, а также в банковской отрасли, образовании, туризме, медицине и энергетике.
По данным Минобрнауки России, еще в 2022 году в России количество студентов, изучающих китайский язык, достигло 22 тысяч в 142 вузах. Изучение китайского также широко вводится в школах, в авиакомпаниях и даже… в детсадах.
Согласно результатам опросов, четверть российских родителей дошкольников хотели бы, чтобы их ребенок изучал китайский язык. Пока самым популярным остается английский язык (за него проголосовали 80% родителей). На втором месте французский (26%), на третьем — китайский (24%), на четвертом — немецкий (20%).
Многие родители желают, чтобы их ребенок знал один или два иностранных языка, хотя большинство из них (45%) не знакомы с культурой и литературой других стран.
В среднем по стране этой осенью спрос на педагогов китайского по сравнению с прошлым годом вырос на 67%, и продолжает существенно опережать предложение, отмечают исследователи рынка.
Такой дисбаланс неудивителен: чтобы освоить китайский язык хотя бы на уровне HSK 4**, необходимом иностранцам для поступления в китайские вузы, требуется примерно четыре года интенсивной учебы. А на овладение языком на уровне носителя (HSK 6) уйдет и того больше.
Учитывая сложность китайского языка, уже через полгода — год многие ученики теряют мотивацию и бросают занятия, поэтому до желаемого профессионального уровня доходят единицы.
Понятно, что быстро обеспечить нужным количеством педагогов россиян, жаждущих лингвистических знаний, при таких условиях проблематично.
Дисбаланс спроса и предложения на рынке образовательных услуг уже привел к существенному росту цены занятий. Если год назад средняя стоимость частного урока китайского языка в Москве стоила 800-900 рублей, то сейчас она увеличилась до 1500-2000 рублей. Занятия же с носителем языка подорожали примерно с 1200 до 3000 рублей за урок.
В то время как доходы репетиторов по другим предметам выросли за год примерно на 11%, зарплата специалистов по китайскому среднем подскочила на 64%.
Ожидаемо, что из государственных учебных заведений, где система индексации оплаты труда не поспевает за реалиями рынка, востребованные педагоги китайского начали перетекать в частные репетиторские центры и переходить на «вольные хлеба».
В конце сентября этого года студенты факультета иностранных языков и регионоведения МГУ пожаловались, что у них уже месяц нет занятий по китайскому языку. Последний педагог, преподававший третьекурсникам китайский, уволился еще в мае.
Выяснилось, что зарплата, которую в вузе предлагают соискателям на должность преподавателя китайского, по столичным меркам более чем скромная: она составляет порядка 14 тысяч рублей в месяц за 20 пар.
Между тем, потребители образовательных услуг готовы платить за обучение немалые деньги. Например, стоимость трехмесячных курсов китайского языка в институте Конфуция для россиян сейчас составляет около 35 тысяч рублей. В частных столичных школах доплата за китайский язык достигает 45-55 тысяч рублей за полгода. В регионах можно найти варианты в пределах 28 тысяч.
Как рассказали «НИ» сотрудники кафедры иностранных языков Костромского государственного университета, сейчас в вузе идет набор на трехмесячные языковые курсы для всех желающих. Двухчасовые уроки проводятся два раза в неделю. Стоимость обучения за курс длительностью 72 академических часа составляет 9000 рублей для взрослых и 8000 для детей.
За эти деньги клиентам предлагают изучение китайского языка с нуля. В программу входят: вводный курс фонетики и иероглифики, грамматика, письмо, чтение, восприятие на слух, говорение, каллиграфия. Студентов также знакомят с особенностями чайной церемонии, национальными костюмами, секретами китайской кухни.
«Нам очень повезло: уроки у нас ведет носитель языка — преподаватель из Китая Цинь Лидун. Он окончил магистратуру в Китае, живет в России уже более 10 лет, хорошо владеет русским языком, проводит мастер-классы, создает на занятиях особую атмосферу. Конечно, за один трехмесячный курс выучить китайский язык проблематично, но у нас есть и курсы для продолжающих», — рассказали в вузе.
В беседе со студентами Цин Лидун сообщил, что сегодня изучение китайского языка дает россиянам дополнительные перспективы: китайский позволяет не только свободно общаться с представителями другой культуры, но и с высокой вероятностью получить высокооплачиваемую работу.
«Мой сын изучает китайский язык второй год», — рассказала в беседе с «НИ» мама пятиклассника одной из костромских гимназий Наталья Иваева. — «Конечно, язык сложный. Пожалуй, самая большая проблема — это даже не иероглифы, а тоны. По-китайски надо не говорить, а петь: одна и та же фраза, сказанная на разной высоте, может иметь совершенно другое значение. Но когда уроки проходят в веселой игровой форме, все воспринимается намного легче. Недавно мы получили мощный стимул для дальнейшего изучения языка: при прохождении квеста „Кострома. Китайский секрет“ гид показал нам китайскую формулу пороха ХI века. Дети смогли ее частично расшифровать и получили приз. Вы не представляете, сколько было радости! Понятно, что изучение дополнительного языка стоит недешево. Но я считаю, что лучшая инвестиция — это вложение в образование детей. Европейские границы и вузы для нас сейчас закрыты. А китайские вузы высоко котируются в мире. Поэтому и мы сейчас ориентируемся на восток. Я надеюсь, что интерес моего ребенка к китайскому языку не угаснет, и он сможет им овладеть. Не зря преподаватель говорит, что китайский язык — самый сложный в мире. Но русский человек изучит китайский язык быстрее, чем китаец выучит русский».
Несмотря на повышенное внимание общества к китайскому языку, к введению обязательного изучения этого предмета в российских школах большинство родителей пока не готовы.
Согласно результатам соцопросов, 59% респондентов выступают против. Свою настороженность они объясняют тем, что, несмотря на политические противоречия, основным языком международного общения пока остается английский, методика преподавания которого отработана годами. Родители отмечают, что китайский язык сложный, а уверенности в состоятельности отечественных методик его преподавания пока нет.
По данным последней переписи населения, 17,6 тыс. жителей России считают родным языком китайский. Говорят на китайском 59,2 тыс. человек — примерно столько же, сколько и на белорусском.
*«Нихао» — «привет» в переводе с китайского.
**HSK (Hanyu Shuiping Kaoshi) — международный стандартизированный квалификационный экзамен по китайскому языку (путунхуа) для лиц, не являющихся носителями китайского языка, — иностранцев, китайских эмигрантов, представителей национальных меньшинств. Результаты экзамена HSK признаются во всем мире.