Posted 7 ноября, 21:57

Published 7 ноября, 21:57

Modified 7 ноября, 21:59

Updated 7 ноября, 21:59

Прогноз ЦБ: россияне в 2024 году будут меньше потреблять и больше экономить

Прогноз ЦБ: россияне в 2024 году будут меньше потреблять и больше экономить

7 ноября 2023, 21:57
Фото: Midjourney

Прогноз ЦБ: россияне в 2024 году будут меньше потреблять и больше экономить

Между тем, по данным социологов, россияне стали чаще отказываться от дорогих покупок в целях экономии. Так, девять из десяти россиян заявили, что продолжают экономить на фоне «сложной экономической ситуации».

Россияне в следующем году сократят потребление на 1-2% и перейдут к сберегательной модели поведения. Такие прогнозы сделали аналитики Банка России.

В соответствующем докладе регулятора сказано, что с 2024 году «с учетом более высоких ставок в экономике» будут преобладать сберегательные настроения, а потребление домашних хозяйств снизится на 1-2%.

По итогам текущего года, утверждают эксперты, темп прироста потребления домохозяйств будет в диапазоне 5,5-6,5%. При этом «вклад прироста частного потребления в прирост выпуска в 2023 году находится вблизи исторического максимума с 2015 года (значения выше были достигнуты только в 2021 году)», отметили в ЦБ.

При этом после 2024 года, прогнозирует Центробанк, спрос домохозяйств будет постепенно увеличиваться.

Россияне все реже совершают дорогие покупки

Россияне стали чаще отказываться от дорогих покупок в целях экономии. Согласно данным исследования «Ромир», девять из десяти россиян заявили, что продолжают экономить на фоне «сложной экономической ситуации».

По результатам III квартала 2023 года доля тех, кто отказался от дорогостоящих покупок, увеличилась на 4 процентных пункта (п. п.) — до 41%.

Также увеличилась (+5 п. п.) доля россиян, которые решили сократить расходы на еду. Таковых насчитывается 21%.

Что касается сценариев экономии в рамках сокращения расходов на еду и товары первой необходимости, то самыми распространенными паттернами стали:

  • переключение на товары со скидками — 62%
  • выбор более дешевых товаров — 56%
  • отказ от некоторых категорий товаров — 54%

Также выросло число тех, кто в целях экономии сократил число походов в магазины — 41% и перешел на покупку собственных торговых марок (СТМ) вместо привычных брендов — 36%.