7 ноября депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект, который исключает ОСАГО из перечня документов, необходимых для регистрации автомобиля. Если сейчас перед посещением отделения ГИБДД необходимо сначала купить страховку, то по новым правилам можно будет все сделать наоборот.
Звучит логично: купили вы, например, машину, которая не на ходу и требует длительного восстановления. На дорогах на ней в ближайшее время вы точно не окажетесь. И сейчас в таком случае придётся выбирать: или сразу оформлять страховку, которая не нужна, или платить штраф за нарушение сроков государственной регистрации машины — 10 суток с даты заключения договора купли-продажи. Теперь ОСАГО можно оформить в любой момент перед выездом на дороги.
Однако новым правилом смогут пользоваться не только счастливые собственники винтажа, антиквариата на колёсах и просто авторухляди, но и все те, кто желает сэкономить на недешёвой страховке. Авось не попаду в аварию, авось сотрудники ДПС не будут часто останавливать. У такого безответственного подхода есть простое экономическое обоснование. Средняя стоимость полиса ОСАГО в январе–июне 2023 года, по оценке Банка России, выросла на 21,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 7200 рублей. А штраф за отсутствие страховки — 800 рублей.
То есть страховка, если не попадать в аварии, окупится только после 9 тщательных проверок сотрудниками ДПС. А после того, как в 2018 году численность сотрудников ДПС сократили на 23% (10 тыс. человек), шанс нарваться на них на дороге резко снизился.
Сейчас регистрация автомобиля является мощным стимулом для оформления страховки, но даже и так на дорогах полно водителей, полагающихся на удачу. Эксперимент показал: в среднем 9,2% машин в потоке не имеют страховки. И, если в Санкт-Петербурге и Ленинградской области пренебрегают ОСАГО только 3% водителей, то Новосибирске так поступают уже 14%, а в Екатеринбурге — 18%! Почти каждая пятая машина в столице Урала находится на дорогах нелегально.
С новыми правилами количество незастрахованных машин на дорогах может ещё сильнее вырасти, что в свою очередь приведёт к росту спорных ситуаций в случае ДТП, а сборы страховщиков от продажи полисов снизятся. Но у властей есть козырь в рукаве — фиксация нарушений дорожными камерами. Ещё в конце прошлого года президент Всероссийского союза страховщиков Евгений Уфимцев обещал, что камеры будут проверять полисы с 2023 года. Но вот уже ноябрь, а это нововведение так и не было реализовано. Контроль ОСАГО с помощью камер подвис в воздухе.
Но сама технология проверки ОСАГО по камерам была протестирована в Москве ещё 4 года назад. Так что осталось самая малость — принять принципиальное решение о новых штрафах. Сбор выплат с нарушителей в последнее время становится одной из серьезных доходов бюджета. Поэтому государству с экономической точки зрения вполне может быть выгодно не способствовать приобретению автомобилистами полисов страхования, а собирать высокие штрафы.
Страховые компании, в свою очередь, от лишнего рубля тоже не откажутся — они и так пролоббировали повышение тарифов на 21% при том, что страховые выплаты в прошлом году поднялись только на 11%. Страховщики регулярно заводят свою любимую пластинку об убыточности бизнеса. В последний раз это было совсем недавно — в начале ноября.
Так что теперь платить всем придется платить еще больше — и по штрафам, и за сами полисы ОСАГО. Даже тем, кто выгоняет свой старенький «Жигуль» раз в год для поездки из деревни в город и не оформляет страховку из-за нехватки денег.