Аналитики Института экономики и финансов проводят ежемесячный мониторинг индийского рынка нефтепродуктов. После Китая, Индия прочно заняла второе место в экспорте сырой нефти и нефтепродуктов. Несмотря на падение в 13% в сентябре из-за планового ремонта НПЗ, объем импорта в страну с начала года составил 17,7 миллиона тонн.
Если не считать Россию, лидерские позиции на индийском рынке занимают также Саудовская Аравия, Ирак и ОАЭ. Западные трейдеры постепенно переориентируются в своих поставках. Эксперт экономического департамента ИЭФ Михаил Журавлев:
— «Trafigura» поставляли до 1 миллиона тонн, но потом они ушли. Очевидно, что они переориентировались на Европу, которая предлагает более высокие цены, если мы говорит о дисконтах. Получается, что западные трейдеры ушли не только с российских рынков, но и с других, не санкционных рынков. Серьезно снизили поставки Кувейт и Эксон Мобил. Это понятно — у компаний тесные связи с США. По заверениям США, рынок Европы пытается быть обеспеченным ближневосточной нефтью.
Цена на Urals растет
Поставки российской нефти марки Urals составили 6,9 миллионов тонн и снизились месяц к месяцу на 0,5 млн. тонн. По информации с рынка, ремонт в середине октября закончился, и поставки будут нарастать. С мая 2023 года наблюдается устойчивый тренд на снижение дисконта на российскую нефть. В сентябре Urals стоила 83,3 доллара за баррель. Дисконт к иранской нефти составил 6 долларов, к средней арабской нефти — 7,5 долларов, а к легкой арабской — 12 долларов. В начале года дисконт на российскую нефть составлял 35 долларов за баррель.
— Ожидая роста цен, можно прогнозировать сокращение дисконта на юралз. Дисконт будет больше 8 долларов за баррель, — утверждает Михаил Журавлев.
Доллары, рупии или дирхамы
Вопреки расхожему мнению, расчетная валюта на сделках с нефтью в Индии — по-прежнему доллар. Никакой речи об оплате в национальной валюте не идет, говорят эксперты:
— На графике видно, что абсолютное большинство экспортеров нефти в Индии получают платежи в долларах. Никакой речи об оплате нефти в национальных валютах не идет. За российскую нефть все платят в долларах и дирхамах, и начинают инвестировать поставки за юани.
Сделок в рупиях ни по нефти, ни по нефтепродуктам в Индии нет. Однако трейдеры тестируют, помимо доллара, другие валюты. Например, швейцарская Гленкор заключила две сделки на поставку по130 тысяч тонн нефти из Нигерии в Индию в дирхамах.
— Даже у иностранных трейдеров есть интерес как-то диверсифицироваться от долларов, с учетом того, что трейдер швейцарский, соблюдающий санкции. Даже у них есть интерес к альтернативе к доллару, — говорит Михаил Журавлев.
Разговоров об оплате поставок в юанях как альтернативной доллару валюте сейчас много. В сентябре Россия заключила вторую сделку в юанях на 40 тысяч тонн нефти СИФ Индия. Однако это, скорее, исключение — отношения между двумя самыми большими в мире, по населению, соседними государствами слишком напряженные, чтобы экспортеры могли себе позволить огорчать индийское правительство. Поворот на Восток и так дается тяжело российским компаниям, поэтому никто не будет создавать себе ненужные проблемы.