Патриарх Кирилл (Гундяев) вновь отметился громким заявлением: в ходе своей проповеди он объявил, что современная Россия является «оплотом православия в мире», а принадлежность к русскому народу должна сопровождаться «глубокой православной верой»: «Враг рода человеческого посмеялся как бы над силой духа русского народа. Когда я говорю „русский“, в данном случае я имею в виду и украинцев, и белорусов, тех самых русских, о которых говорит „Повесть временных лет“, сказав, что отсюда пошла Русская земля, имея в виду и север, и Новгород, и Киев. Так вот, очень важно, мои дорогие, чтобы сегодня понимание своей принадлежности к русскому народу сопровождалось, несомненно, глубокой православной верой. А те, кто говорят — мы русские, а в храм не ходят, задайте себе вопрос: а вы являетесь наследниками тех самых ваших отцов, дедов, бабушек, ваших прадедов и пращуров, которые с верой своей связывали жизнь. И если вы не являетесь их наследниками, в каком смысле вы можете о себе говорить, как о русских».
Ранее патриарх сравнил с обезьянами россиян, которые уезжают за границу и становятся эмигрантами. По мнению Кирилла, как правило, они не обладают должным уровнем интеллекта, культуры и воспитания.
Заявление главы РПЦ, прозвучавшее вскоре после вести об обнаружении Московской Казанской иконы Божией Матери, снова привлекло к себе всеобщее внимание. Из слов предстоятеля можно сделать вывод, что русских в России почти не осталось, поскольку если быть точными, то православие исповедуют в России от силы 5%, отмечают наблюдатели. Кроме того, возникает и еще один наиважнейший вопрос: а как быть с иноверцами и атеистами? Изгонять за границу или насильно крестить в православие?
Так, политолог Михаил Виноградов напоминает: «Социологи пишут, что среди называющих себя православными 82% респондентов только 1,4% посещает церковные службы не реже раза в неделю и 2% — 2-3 раза в месяц. То ли социологи разжигают, то ли патриарх обозвал русских периферийным национальным меньшинством».
Журналистка Ксения Собчак вспомнила в связи с выступлением патриарха и слова Владимира Путина, произнесённые еще в самом начале СВО в Украине: «Непонятно только, как же быть с насильно присвоенной русскостью тем, кто „лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, татарин, еврей, мордвин, осетин“ и так далее. Несостыковочка».
Сетевой аналитик Анатолий Несмиян негодует: «Все-таки желание измерять черепа и форму носа — это какая-то нездоровая страсть. (…) С какого перепуга кто-то будет давать определение, кого кем считать?»
Социальный же психолог Алексей Рощин обратил внимание на вопиющее несоответствие слов патриарха словам апостола Павла из его знаменитого «Послания к Колоссянам», входящего в Новый Завет: «„Русский, значит, православный“ — хороший пример „противоречия в определении“, известной логической ошибки. Ведь в данном случае национальная принадлежность определяется через религию, которая в свою очередь построена на отрицании национальной принадлежности „Несть ни эллина, ни иудея“ — заявлял апостол Павел в Библии; русского, стало быть, тоже „несть.“
А эксперты канала «ЧТД» обратили внимание на русское язычество, продержавшееся до сих пор с дохристианских времен: «Совсем уж русские пращуры, правда, связывали свою жизнь с Перуном, Хорсом и Даждьбогом. Кажется, глава церкви, насаждённой в русских землях чужеземной Византией, наследником этих русских не является».
В связи с этой коллизией следует напомнить о том, что в США американцами себя называют люди и разных конфессий, и цвета кожи, и гендерной принадлежности. Причем, называют, как правило, с гордостью. Почему же не брать в этом конкретном случае пример с Америки?