Posted 6 ноября 2023, 10:44
Published 6 ноября 2023, 10:44
Modified 6 ноября 2023, 10:46
Updated 6 ноября 2023, 10:46
Через 10 лет и после бесчисленного количества отложенных, выигранных и проигранных сторонами заседаний Верховный суд Нидерландов как последняя инстанция приняла решение о невозвращении экспонатов Крымских музеев на полуостров и передаче их Украине. После начала СВО в Крыму мало кто сомневался в проигрыше суда. Однако оно может стать прецедентным не только для России, в которую экспонаты не вернутся, но и для тысяч других артефактов из Африки, Передней Азии и Востока, которые хранятся в европейских музеях.
Марафон длиной в 10 лет
Триллер вокруг «скифского золота» начинался как обычный обмен между музеями. Летом 2013 года Украина сформировала коллекцию экспонатов из 4-х крымских музеев и Музея исторических ценностей в Киеве. Выставка «Крым — золото и тайны Черного моря» состояла из 584 экспонатов, включающих более 2 тысяч предметов, и оценивалась в около один миллионов долларов. Прямо сказать, это была не самая дорогая выставка, которую возили из бывшего Советского Союза в Европу. Да и название ее было не вполне корректным — помимо артефактов из золота, большая часть состояла из бронзовых, керамических и деревянных экспонатов.
Суд за судом с переменным успехом
Российская сторона настаивала, что экспонаты представляют собой находки, которые были найдены в Крыму, и туда же они должны вернуться. Украинцы говорили, что если бы все экспонаты из европейских музеев должны были вернуться туда, где их раскопали, то и Лувр, и Британский музей опустели бы.
После эмоциональных прений с аргументами о том, что «Крым вам подарил Хрущев» и «Крым вообще принадлежит татарам, которых туда не пускают» первый раунд остался за Украиной — в 2016 году Окружной суд Амстердама решил не передавать музейные ценности крымским музеям.
Они пошли на аппеляцию — и выиграли промежуточное решение. Суд постановил, что апелляция Украины к конвенции ЮНЕСКО в этом случае действовать не должны. Но поскольку дело о «скифском золоте» изначально было политическим, украинская сторона потребовала отстранить судью Оранье от рассмотрения дела, потому что он раньше был адвокатом российской стороны на процессе ЮКОСА против России.
В 2021 году был еще один раунд, который выиграла Украина.
Верховный Суд стал последней инстанцией, и летом он постановил, что выставка не будет возвращена в Крым, а поедет в Украину. Ничего не принесла кассация — решение осталось за Украиной. Больше легальных способов получить назад экспонаты у крымских музейщиков нет.
Последствия решения — прецедент для будущего?
Глава Крымского парламента Константинов повторил аргумент, с помощью которого российская сторона аргументировала необходимость возврат ценностей еще в 2016 году:
«О судьбе коллекции мне ничего неизвестно… У меня очень плохое предчувствие, что она может оказаться в руках частных западных коллекционеров. Коллекция может рассосаться по частным коллекциям, как это было на примере египетских и индийских артефактов».
Опасения крымчан — хоть и теория, но не лишены оснований. Все помнят решение американских художественных музеев продать картины, в том числе, Лукаса Кранаха-старшего, во время пандемии. Тогда у музеев закончились деньги, и они были вынуждены пополнить казну за счет продаж. В европейских музеях, даже частных, государство выделяет средства. Здесь другая проблема — 90% культурного наследия Африки, например, хранится за пределами континента.
50 лет Нигерия требует вернуть у Германии ценности, которые были вывезены в эпоху колониализма. И только сейчас немцы начали потихонечку возвращать награбленное. Однако таких экспонатов и во Франции, и в Англии, и в самих Нидерландов хранятся миллионы. Если отношения между Западом и Востоком продолжат ухудшаться, то при такой постановке вопроса глобальный Север не должен обмениваться с глобальным Югом никакими культурными ценностями, чтобы не потерять их. И кому от этого будет лучше?