Posted 6 ноября 2023, 11:02
Published 6 ноября 2023, 11:02
Modified 11 ноября 2023, 22:18
Updated 11 ноября 2023, 22:18
Сергей Левин
Стоит оговориться сразу, что речь не идет о государственных гигантах типа «Алмаз-Антея», которые способны за считанные месяцы возвести новый завод по производству ракет в черте Москвы (об этом рассказывали «Новые Известия»). Тут, как говорится, все ясно: все для фронта, все для победы.
А каково строиться и расширять производство частному бизнесу, не имеющему столь могучего административно-политического ресурса и чьи обороты исчисляются отнюдь не триллионами бюджетных рублей?
Вопрос не праздный, учитывая тренды недалекого прошлого. Два десятка лет инжиниринговая компания «Химагрегат» работала по логичной для многих промышленников схеме: оборудование проектировали в России (благо, инженерная школа у нас еще осталась, а холдинге «Химагрегат» имеются три конструкторских бюро, работающих по различным видам техники), а собирали в Китае на современном заводе Jiangsu Jiang Feng CHEMAGREGAT Co., Ltd.
Однако перед поставкой оборудования заказчикам в России продукцию китайских партнеров испытывали и «доводили до ума» на производственной площадке в Воронеже, арендуя помещения у завода, построенного в рамках сталинской индустриализации 1932 года. Фотогалерея ниже показывает глубину проблем без лишних слов.
Заместитель директора по производству «Химагрегата» Владимир Панов на вопрос, зачем нужен новый завод, ответил олним предложением:
— Собрать новый «Мерседес» в гараже у дяди Вани у вас не получится. То же — и с нашими насосами.
Расчет, собственно, несложный. Чтобы выпускать 100 нефтехимических насосов в месяц в старых цехах нужна площадь в 5 гектаров и затраты на отопление, ремонты техники и коммуникаций в 20 раз большие, чем на новом заводе площадью в разы меньше. В итоге всю прибыль «съедят» 90-летние стены.
А в том, что «Химагрегат» нацелился на продукцию мирового уровня, подтвердил главный конструктор Никита Гончаров — человек, к слову, увлеченный и готовый до мельчайших технических деталей объяснять особенности своих разработок. Но нам важно было понять: а способна ли российская фирма заменить немецкие и американские аналоги, к которым так привыкли крупные заказчики — Роснефть, металлурги, Транснефть? А делают ли они хоть какие-нибудь скидки по качеству и надежности для российских поставщиков?
Никита твердо заявил: нет! Никаких послаблений не дождешься! Контракты с той же Транснефтью на поставку насосов могут доходить до 500 страниц и в них описаны все мельчайшие детали, гарантии, сервис, логистика… И если заказчик видит на новом насосе ничтожную царапину, то машина отправляется на склад, а оплата — в неопределенное будущее. Более того, когда большой нефтехимический бизнес работал с иностранцами, там была предоплата товаров, а вот наши поставщики такой «роскоши» лишены. Поэтому все риски с качеством продукции берут на себя. Так что вывод простой: либо проигрывать конкурентам и нести убытки, либо — строить новый завод.
На вопрос, где лучше построить завод, в Воронеже есть один ответ: конечно, в индустриальном парке «Масловский». Этот питомник новой индустриализации региона возник в в 2009 году в чистом поле на площади 580 гектаров и привлекает инвесторов тем, что софинансирование строительства электрических и газовых сетей, очистных сооружений, автомобильных и железных дорог идет за счет бюджетных средств Воронежской области и Инвестиционного фонда Российской Федерации.
В числе самых известных предприятий парка — «Воронежсельмаш», «Воронежские трансформаторы», «Сименс» (ушел из России из-за санкций и продан за 1 рубль), «Доорхан», «Спецстальтехмонтаж», «Ангстрем» и др.
— При выборе площадки для завода решающим фактором стала поддержка региональных властей и готовая инфраструктура парка, — говорит владелец «Химагрегата» Иван Круглов. — Построить новое предприятия с нуля при отсутствии дорог, электрических, газовых мощностей для такой фирмы, как у нас, было бы невозможно.
Правда, и здесь стоит сделать существенную оговорку. Если иметь в виду главную составляющую промышленных инвестиций — многолетние льготные кредиты и налоговые льготы (как это принято в странах, заботящихся о своем индустриальном росте), то эти факторы для «Химагрегата» не работали. Все вложения обеспечены из доходов самого предприятия и его владельца.
Спустя три года после начала строительства завод «Химагрегата» — на финишной прямой. Идет тестовая проверка оборудования, а в начале ноября запустили и отопление цехов.
Что же получили на данный момент?
Журналисты массовых изданий не любят описывать в деталях технологию промышленного производства. Надо быть как минимум инженером, чтобы не ошибиться в терминах или хотя бы точно понять их значение. Поэтому опустим тактико-технические характеристики и попытаемся понять, почему люди, причастные к реальному производству, так гордятся сделанным.
Во-первых, это просто гигантский труд — построить современный завод в чистом поле. Горы чернозема, которые до сих пор не успели вывезти — лишь мизерная часть этой работы. Одной проектной документации, которая еще и постоянно менялась в процессе строительства — это тысячи страниц документов. Которые требовали согласований и утверждений.
Самое простое — это как раз поставить быстровозводимые стены из заводских сэндвич-панелей (благо, что индустрия стройматериалов производит их в любом количестве и ассортименте). Во многих странах «третьего мира» этим и ограничиваются. Но в России действует ряд очень жестких требований к новым промышленным зданиям, и они ничуть не уступают европейским.
Во-первых, это коммуникации. Закон «жанра» — собственная газовая котельная и сложная система отопления и вентиляции зданий, которые должны выдерживать любые российские морозы.
Энергетическое сердце завода — подстанция на 1,2 Мвт. Мощность, на первый взгляд, совершенно избыточная для начальных объемов производства. Но по правилам энергоснабжение должно быть с большим запасом.
Особая статья расходов — пожарная безопасность. Рассказывая о том, сколько противопожарной краски потрачено на стальные балки и опоры, сотрудники «Химагрегата», печально качают головой.
А есть еще и особые требования к фундаментам, которые рассчитаны и сделаны под каждый конкретный станок. Есть и подъездные пути, и система водо-и снегоудаления, и очистка сточных вод предприятия…
Главный инженер завода Андрей Паринов может часами рассказывать, как это все делалось и сколько нервных клеток потрачено на реализацию замыслов. Провести три года в треугольнике заказчиков-подрядчиков-контролеров и не сойти с ума — задача для настоящих мужчин с крепкой психикой и здоровьем. Достаточно вспомнить, что специальный бетон на полы заливали буквально за сутки перед резким похолоданием, которое могло свести на нет всю затею. И таких ситуаций было большое множество.
Кстати, на главном инженере был и найм квалифицированных рабочих-станочников, которых сегодня днем с огнем не сыщешь. Андрей признается, что в поиске рабочих помог опыт работы на других заводах, откуда он лично упросил сменить работу токарей высшего, 6 разряда. Ну, а с выходом на полную мощность придется самим обучать и воспитывать рабочие кадры. Увы, прежних ПТУ и ремесленных училищ уже нет.
Один из таких токарей — Александр. Рабочий с 30-летним стажем на «космическом» предприятии. Говорит, что пришел не только потому, что в частном бизнесе больше платят, но и потому, что «атмосфера в коллективе лучше», а работа идет без «валяния дурака» и пустых простоев.
Еще один фактор, без которого завод было бы не построить — вера инициаторов проекта в промышленное будущее России.
— Я этого Гайдара выпорол за слова о том, что у нас ничего производить не надо, а нужно только покупать за границей, вспоминаю недобрым словом. — признается Иван Круглов. И добавляет: это же полная глупость, что русские не могут даже гвоздей делать!
Оказалось, что делают не только гвозди. Новые промышленные насосы тот же «Химагрегат» создает с помощью программ искусственного интеллекта (ИИ), опережая тем самым признанных мировых производителей химического машиностроения.
И да, это факт: за 30 лет экспериментов с реальной экономикой остались еще люди, которые хотят заниматься реальным делом. Получится у них или нет — покажет время.
А пока новый завод готовится к госприемкам.
Говорят, что дело это крайне нервозное и ответственное. Но ведь и обратной дороги на этом пути нет.