Posted 6 ноября 2023,, 11:02

Published 6 ноября 2023,, 11:02

Modified 11 ноября 2023,, 22:18

Updated 11 ноября 2023,, 22:18

Индустриализация 2.0: как в новой России новый завод построить

Индустриализация 2.0: как в новой России новый завод построить

6 ноября 2023, 11:02
Фото: Новые Известия
По мнению правительства, с уходом иностранцев с российского рынка отечественные производители получили уникальный шанс заместить мировые бренды. Насколько реальна такая перспектива, изучили НИ на примере частной инжиниринговой компании «Химагрегат», которая построила новый завод в Воронеже.

Сергей Левин

Стоит оговориться сразу, что речь не идет о государственных гигантах типа «Алмаз-Антея», которые способны за считанные месяцы возвести новый завод по производству ракет в черте Москвы (об этом рассказывали «Новые Известия»). Тут, как говорится, все ясно: все для фронта, все для победы.

А каково строиться и расширять производство частному бизнесу, не имеющему столь могучего административно-политического ресурса и чьи обороты исчисляются отнюдь не триллионами бюджетных рублей?

Зачем «Химагрегату» свой завод?

Вопрос не праздный, учитывая тренды недалекого прошлого. Два десятка лет инжиниринговая компания «Химагрегат» работала по логичной для многих промышленников схеме: оборудование проектировали в России (благо, инженерная школа у нас еще осталась, а холдинге «Химагрегат» имеются три конструкторских бюро, работающих по различным видам техники), а собирали в Китае на современном заводе Jiangsu Jiang Feng CHEMAGREGAT Co., Ltd.

Однако перед поставкой оборудования заказчикам в России продукцию китайских партнеров испытывали и «доводили до ума» на производственной площадке в Воронеже, арендуя помещения у завода, построенного в рамках сталинской индустриализации 1932 года. Фотогалерея ниже показывает глубину проблем без лишних слов.

Заместитель директора по производству «Химагрегата» Владимир Панов на вопрос, зачем нужен новый завод, ответил олним предложением:

— Собрать новый «Мерседес» в гараже у дяди Вани у вас не получится. То же — и с нашими насосами.

Расчет, собственно, несложный. Чтобы выпускать 100 нефтехимических насосов в месяц в старых цехах нужна площадь в 5 гектаров и затраты на отопление, ремонты техники и коммуникаций в 20 раз большие, чем на новом заводе площадью в разы меньше. В итоге всю прибыль «съедят» 90-летние стены.

А в том, что «Химагрегат» нацелился на продукцию мирового уровня, подтвердил главный конструктор Никита Гончаров — человек, к слову, увлеченный и готовый до мельчайших технических деталей объяснять особенности своих разработок. Но нам важно было понять: а способна ли российская фирма заменить немецкие и американские аналоги, к которым так привыкли крупные заказчики — Роснефть, металлурги, Транснефть? А делают ли они хоть какие-нибудь скидки по качеству и надежности для российских поставщиков?

Никита твердо заявил: нет! Никаких послаблений не дождешься! Контракты с той же Транснефтью на поставку насосов могут доходить до 500 страниц и в них описаны все мельчайшие детали, гарантии, сервис, логистика… И если заказчик видит на новом насосе ничтожную царапину, то машина отправляется на склад, а оплата — в неопределенное будущее. Более того, когда большой нефтехимический бизнес работал с иностранцами, там была предоплата товаров, а вот наши поставщики такой «роскоши» лишены. Поэтому все риски с качеством продукции берут на себя. Так что вывод простой: либо проигрывать конкурентам и нести убытки, либо — строить новый завод.

Индустриальный парк «Масловский» — питомник новой индустриализации

На вопрос, где лучше построить завод, в Воронеже есть один ответ: конечно, в индустриальном парке «Масловский». Этот питомник новой индустриализации региона возник в в 2009 году в чистом поле на площади 580 гектаров и привлекает инвесторов тем, что софинансирование строительства электрических и газовых сетей, очистных сооружений, автомобильных и железных дорог идет за счет бюджетных средств Воронежской области и Инвестиционного фонда Российской Федерации.

В числе самых известных предприятий парка — «Воронежсельмаш», «Воронежские трансформаторы», «Сименс» (ушел из России из-за санкций и продан за 1 рубль), «Доорхан», «Спецстальтехмонтаж», «Ангстрем» и др.

— При выборе площадки для завода решающим фактором стала поддержка региональных властей и готовая инфраструктура парка, — говорит владелец «Химагрегата» Иван Круглов. — Построить новое предприятия с нуля при отсутствии дорог, электрических, газовых мощностей для такой фирмы, как у нас, было бы невозможно.

Правда, и здесь стоит сделать существенную оговорку. Если иметь в виду главную составляющую промышленных инвестиций — многолетние льготные кредиты и налоговые льготы (как это принято в странах, заботящихся о своем индустриальном росте), то эти факторы для «Химагрегата» не работали. Все вложения обеспечены из доходов самого предприятия и его владельца.

Спустя три года после начала строительства завод «Химагрегата» — на финишной прямой. Идет тестовая проверка оборудования, а в начале ноября запустили и отопление цехов.

Что же получили на данный момент?

Новый завод как причина для оптимизма

Журналисты массовых изданий не любят описывать в деталях технологию промышленного производства. Надо быть как минимум инженером, чтобы не ошибиться в терминах или хотя бы точно понять их значение. Поэтому опустим тактико-технические характеристики и попытаемся понять, почему люди, причастные к реальному производству, так гордятся сделанным.

Во-первых, это просто гигантский труд — построить современный завод в чистом поле. Горы чернозема, которые до сих пор не успели вывезти — лишь мизерная часть этой работы. Одной проектной документации, которая еще и постоянно менялась в процессе строительства — это тысячи страниц документов. Которые требовали согласований и утверждений.

Самое простое — это как раз поставить быстровозводимые стены из заводских сэндвич-панелей (благо, что индустрия стройматериалов производит их в любом количестве и ассортименте). Во многих странах «третьего мира» этим и ограничиваются. Но в России действует ряд очень жестких требований к новым промышленным зданиям, и они ничуть не уступают европейским.

Во-первых, это коммуникации. Закон «жанра» — собственная газовая котельная и сложная система отопления и вентиляции зданий, которые должны выдерживать любые российские морозы.

Энергетическое сердце завода — подстанция на 1,2 Мвт. Мощность, на первый взгляд, совершенно избыточная для начальных объемов производства. Но по правилам энергоснабжение должно быть с большим запасом.

Особая статья расходов — пожарная безопасность. Рассказывая о том, сколько противопожарной краски потрачено на стальные балки и опоры, сотрудники «Химагрегата», печально качают головой.

А есть еще и особые требования к фундаментам, которые рассчитаны и сделаны под каждый конкретный станок. Есть и подъездные пути, и система водо-и снегоудаления, и очистка сточных вод предприятия…

Главный инженер завода Андрей Паринов может часами рассказывать, как это все делалось и сколько нервных клеток потрачено на реализацию замыслов. Провести три года в треугольнике заказчиков-подрядчиков-контролеров и не сойти с ума — задача для настоящих мужчин с крепкой психикой и здоровьем. Достаточно вспомнить, что специальный бетон на полы заливали буквально за сутки перед резким похолоданием, которое могло свести на нет всю затею. И таких ситуаций было большое множество.

Кстати, на главном инженере был и найм квалифицированных рабочих-станочников, которых сегодня днем с огнем не сыщешь. Андрей признается, что в поиске рабочих помог опыт работы на других заводах, откуда он лично упросил сменить работу токарей высшего, 6 разряда. Ну, а с выходом на полную мощность придется самим обучать и воспитывать рабочие кадры. Увы, прежних ПТУ и ремесленных училищ уже нет.

Один из таких токарей — Александр. Рабочий с 30-летним стажем на «космическом» предприятии. Говорит, что пришел не только потому, что в частном бизнесе больше платят, но и потому, что «атмосфера в коллективе лучше», а работа идет без «валяния дурака» и пустых простоев.

Еще один фактор, без которого завод было бы не построить — вера инициаторов проекта в промышленное будущее России.

— Я этого Гайдара выпорол за слова о том, что у нас ничего производить не надо, а нужно только покупать за границей, вспоминаю недобрым словом. — признается Иван Круглов. И добавляет: это же полная глупость, что русские не могут даже гвоздей делать!

Оказалось, что делают не только гвозди. Новые промышленные насосы тот же «Химагрегат» создает с помощью программ искусственного интеллекта (ИИ), опережая тем самым признанных мировых производителей химического машиностроения.

И да, это факт: за 30 лет экспериментов с реальной экономикой остались еще люди, которые хотят заниматься реальным делом. Получится у них или нет — покажет время.

А пока новый завод готовится к госприемкам.

Говорят, что дело это крайне нервозное и ответственное. Но ведь и обратной дороги на этом пути нет.

"