Posted 4 ноября 2023, 07:14
Published 4 ноября 2023, 07:14
Modified 4 ноября 2023, 07:17
Updated 4 ноября 2023, 07:17
Самых непослушных здесь, со слов детей, окунают головой в унитаз и закрывают «на лечение» в психушке. Воспитанники теряют память, а выпускники бояться говорить с посторонними. Следственный комитет уже расследует уголовное дело. Правозащитники пытаются вызволить детей.
Скандал вокруг детского дома в селе Большие Уки Омской области разразился в середине октября после того, как видеозапись с издевательствами над одной из воспитанниц попала в сеть. На видео 16-летняя староста избивает 15-летнюю девочку за то, что та на час опоздала на ужин. Детям за это досталось от руководства. Те, в свою очередь, решили отыграться на девочке. Ее избили и заставили руками мыть грязный унитаз, угрожая окунуть в него с головой.
Правоохранительные органы начали проверку. Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье о халатности работников детдома, которые допустили такое отношение среди сверстников. Но этот случай оказался лишь верхушкой айсберга.
За защитой к юристу и правозащитнику Никите Сорокину обратились бывшие воспитанники детского дома. И он поехал на место событий.
Дети рассказали ему, что в учреждении им в прямом смысле этого слова «ломают психику». Рукоприкладством здесь занимаются отнюдь не только воспитанники, но и некоторые воспитатели. Они макают детей головой в унитаз и тушат окурки о спину. Меры наказания выходят за все рамки дозволенного — детей официально отправляют в психбольницу «на лечение» за их проступки. «Новые Известия» поговорили с Никитой Сорокиным.
«Этот вопрос стал камнем преткновения. С одной стороны, бумагами помещение детей в лечебницу обоснованно. Но сами дети говорят, что в психушку их отправляли в виде наказания. Они описывали, как это происходило. Дети до сих пор испытывают жуткий стресс, находясь там рядом», — рассказал «Новым известиям» юрист и правозащитник Никита Сорокин.
Некоторые выпускники лишь отчасти помнят события из пребывания в детдоме. Считают, что виной тому — помещение их в психлечебницу. Приказы отдавала не директор, а ее подчиненные. Сам директор же спускал истязание детей на самотек.
«Из-за помещения детей в психушку, у них фактически нет памяти. Что было в детстве, они вспомнить не могут. Это у всех, кого помещали в психушку. За что наказали, не могут сказать, помнят лишь сами факты, переживания», — отметил защитник.
Сейчас выпускники детдома дают показания у следователей. Другие даже сейчас бояться рассказать правду. С одним из таких бывших воспитанников удалось пообщаться юристу. На контакт вышли не сразу — бывший детдомовец даже боялся выйти к нему на улицу, не то, чтобы заговорить.
«Совершеннолетний человек боится, что его накажут за то, что он расскажет. Что к нему за это придут и поквитаются. Это действительно ужасно, когда взрослый человек плачет как ребенок и боится говорить», — пояснил юрист.
Нынешние воспитанники детдома об избиениях подробно тоже не говорят, боятся. Но обозначают другие проблемы в интернате. Например, отсутствие обуви без дыр. Правозащитник убедился в этом лично. Ботинки воспитанников были насквозь мокрыми. Один и вовсе оказался дырявым. А в Омске сегодня ночью -12 градусов. В руководстве детдома заявили, что финансирование на новую обувь уже выделено. Ждем.
Однообразное питание — еще одна проблема, на которую обратили внимание детдомовцы. Говорят, что кормят их «одним супом». «Проблему с меню не считаю существенным нарушением прав детей. Просто, видимо, меню организовано так, что детям кажется, будто кормят их все время одним и тем же. По данному вопросу просил, чтобы подумали. Обещают сделать детям более разнообразный рацион», — добавил он.
Показания детей о применения к ним карательной психиатрии в руководстве детдома пока никак не комментируют.
Подобные случаи с истязанием детей происходят и будут происходить в регионах до тех пор, пока не будет должного контроля со стороны прокуратуры.
«Я считаю, что прокуратуре надо чаще бывать на земле. Не просто пересылать жалобы, а регулярно проверять, чтобы ребенок в любой момент мог подойти к сотруднику прокуратуры и пожаловаться», — отметил правозащитник, добавив, что основная проблема в том, что на жалобы детей никто не реагирует.
Для решения проблем с истязанием детей в интернате он предложил установить камеры наблюдения. Общие — в коридорах и аудиториях, где занимаются дети, и нагрудные регистраторы для каждого сотрудника детдома. Нагрудные камеры уберегли бы и детей от рукоприкладства со стороны воспитателей, и самих воспитателей от клеветы со стороны детей. «Да, дети тоже иногда могут преувеличивать. Это нормально. Это дети. Благодаря камерам мы сможем понимать, где действительно есть нарушение закона, а где его нет», — добавил он.
При детдомах правозащитник предлагает создать наблюдательные советы. В них бы вошли независимые эксперты, которые могли бы помогать в конфликтных ситуациях. А в самих интернатах — психологов, которые бы работали с детьми.
Власти региона говорят, что заинтересованы в реализации этих предложений. Главный вопрос — где взять деньги.
«Сейчас мы занимаемся кадровым вопросом — в учреждении будет новый руководитель, решаем вопрос о привлечении клинического психолога, обязательно введем кураторство в учреждении и пропишем программу сопровождения», — написал ранее министр образования региона Иван Кротт. Над предложениями правозащитника он «обещал подумать».
Случай в интернате он назвал «вопиющим» и пообещал наказать всех виновных в нем. «Детская жестокость, не укладывающаяся ни в какие общечеловеческие нормы морали. Но за каждым детским поступком стоят взрослые — это педагоги, которые обязаны учить добру, помогать, когда страшно и непонятно. Будем детально разбираться, почему такое произошло, все виновные будут наказаны», — прокомментировал он.
Никита Сорокин, тем временем, намерен выходить с инициативой на федеральный уровень. Увеличение контроля в детдомах планирует отстаивать через федерального уполномоченного по правам ребенка.