Posted 1 ноября 2023,, 13:29
Published 1 ноября 2023,, 13:29
Modified 1 ноября 2023,, 13:31
Updated 1 ноября 2023,, 13:31
Ирина Лебухова
Компании начали жаловаться на предстоящий резкий рост долговой нагрузки в связи с резким повышением ключевой ставки. У АвтоВАЗа сумма на обслуживание кредитов вырастет с 10 млрд рублей в нынешнем году до 17 млрд рублей в следующем. В РЖД указали, что при сегодняшней ключевой ставке пятилетние кредиты на развитие инфраструктуры придется брать под 17% годовых. Это сделает многие проекты бессмысленными.
В «Аэрофлоте» констатировали, что теперь рефинансировать многомиллиардные кредиты придется по более высокой ставке. В настоящее время перевозчик платит по взятым кредитам в среднем 9%, однако эта ставка во многом сложилась, когда ставка ЦБ была 7,5%, сейчас же она вдвое выше, так что рефинансирование займов обойдется значительно дороже.
Доктор экономических наук, главный научный сотрудник института экономики РАН Игорь Николаев отмечает, что проблема затронула не только крупнейшие государственные компании — повышение ключевой ставки коснулось и других предпринимателей:
«Невозможно не согласиться, что долговая нагрузка значительно вырастет. Одно дело, когда ключевая ставка была 7,5%, и совсем другое, когда она выросла практически вдвое. Соответственно, долговая нагрузка по новым кредитам возрастает почти в два раза. Ниже 15% не будет — будет 17-20%. Это серьезно. Неверно было останавливаться только на приводимых примерах: РЖД, „Аэрофлот“. Неправильно акцентировать внимание на том, что резко стали жаловаться госкомпании. Об этом говорят все, потому что долговая нагрузка растет для всех».
Принимая решение о таком резком повышении ключевой ставки, Банк России руководствуется задачей по недопущению ускорения инфляции. Это остается приоритетом регулятора и существенно перевешивает то, что «на другой чаше весов»:
«Да, приходится отказываться от инвестпроектов, под которые брали или хотели брать кредиты. Но когда Центробанку нужно выбрать: остановить инфляцию, или вот такие издержки, то ЦБ, который ответственен в первую очередь за устойчивость показателей инфляции, за то, чтобы она не раскручивалась, он выбирает борьбу с инфляцией. А на другой чаше весов — то, что происходит в экономике с точки зрения удорожания кредитов. И здесь негатив совершенно очевиден».
Напомним, что до 15% ЦБ повысил ключевую ставку 27 октября. Шаг регулятора был ожидаемым аналитиками, однако они считали, что регулятор поднимет ставку до 14%. Игорь Николаев уже указывал на то, что ужесточение денежно-кредитной политики может негативно повлиять на секторы, зависимые от бюджетных денег и кредитов, например, на рынок недвижимости, а также ударить по спросу и замедлить экономический рост. Как-то воздействовать на инфляцию можно через повышение ключевой ставки. Что означает, что деньги становятся дороже.
«Это как бы сдерживает покупательскую активность, действует охлаждающе. К сожалению, сдерживает это и предпринимательскую активность тоже, потому что кредиты будут дороже», — отмечал эксперт.
«Новые Известия» сообщали, что совокупная кредитная задолженность бизнес-структур превышает 63,1 трлн рублей. Уровень просроченной задолженности составляет 4,8%. Лидерами по объему задолженности являются предприятия обрабатывающих производств (на их долю приходится 28,2% от совокупной задолженности), предприятия страховой сферы и представители оптовой и розничной торговли.
Центральный банк начал повышение ставки с 21 июля, когда она поднялась с 7,5 до 8,5%. В августе регулятор повысил ключевую ставку уже до 12%, что объяснялось ростом инфляции. В сентябре ЦБ РФ поднимает ключевую ставку до 13%, которое сопровождалось дальнейшим ростом инфляции. По данным самого регулятора, в сентябре рост потребительских цен ускорился до 14,6%. Годовая инфляция выросла до 6% — против 5,2% в августе.