В пятницу Центробанк повысил ключевую ставку с 13% до 15%. Это заставило кредитные организации пересмотреть предварительные соглашения, одобренные еще в августе–сентябре. По итогу россиянам начали отказывать в ипотеке по одобренным ранее условиям. Около 30% получивших положительное решение банка в августе–сентябре не смогли взять кредит. Кредитные организации снижают сумму ипотеки, увеличивают требования к первоначальному взносу или просят дополнительно подтвердить доход. Причина — изменение ключевой ставки Центробанком.
Финансовые аналитики строят прогнозы, и они мрачны.
«Сама структура ипотечного рынка может сильно поменяться. При таком уровне ставок склонность к приобретению жилья в ипотеку резко падает. И может так статься, что доминировать будут льготные программы, то есть первичный рынок. Но эти льготные программы действуют довольно давно и уже фактически себя исчерпали. Поэтому годовые темпы роста ипотечного портфеля могут снизиться сразу на 10 п. п. и достигнуть уровня 19-20%», — считает эксперт финансового рынка Андрей Бархота.
Кредитные организации начали также снижать размер одобренной суммы, увеличивая требования к первоначальному взносу. Многие просят заемщика дополнительно подтвердить доход. В целом же доля отказов выросла до 60-70 процентов, утверждают эксперты. Виной всему рост ключевой ставки, величина которой за последние месяцы выросла вдвое, с 7,5 до 15 процентов. В банках на фоне этого заявляют об отсутствии возможности долго сохранять одобренные заявки по прежним ставкам, поскольку доходность по таким кредитам будет отрицательной.
Мы обратились практически во все ведущие строительные компании с вопросом, как они видят перспективы продажи квартир на ближайшее будущее. В компании ПИК нам довольно резко ответили: «Не комментируем». В компании «Самолет» вежливо объяснили, что готовы говорить только о покупке квартир. В «Инграде», внимательно выслушав вопрос, вздохнули и повесили трубку. В СУ-155 и в Первом ДСК ответили примерно одинаково: «Пока ничего не прогнозируем, но будем искать варианты».
«Все, что связано с ипотекой, — это новостройки, — считает экономист Дмитрий Потапенко. -Решения, как сохранить рынок жилья, в общем-то немного. Думаю, строительные компании будут создавать собственные кредитные организации, появятся разного рода программы рассрочек от застройщика. Сейчас строительные компании понятным образом находятся в шоке. Понемногу начнут собирать советы директоров и выстилать себе дорогу в ад. Вероятны такие варианты: „ипотека от застройщика по нулевой ставке“. Рынок первички впадет в ступор, но его будут пытаться оживлять всеми возможными средствами. Могут возникнуть собственные внутренние кредитные программы. И финансовые пирамиды будут возникать, не исключаю. ЦБ считает, что выполнил свою задачу, но на самом деле нельзя так ужесточать рыночные механизмы».
А вот, как видит ситуацию Константин Пороцкий, председатель комитета Российского союза строителей по малоэтажному строительству, управляющий партнер ГК «Омакульма»:
«На самом деле, в ближайшее время мало что изменится. Пока ещё есть финансирование льготной ипотеки, хотя она уже получается достаточно дорогой. Вероятно, будут меняться требования к ипотечному покупателю. С одной стороны, для застройщиков первички это минус. С другой стороны, гораздо хуже и гораздо жёстче эта история ударила по вторичному рынку. И просто те покупатели, которые раньше уверенно смотрели на вторичку, сейчас опять будут возвращаться на первичку, потому что 8% и 16% — это две большие разницы. Вряд ли будет общее увеличение сделок, а насколько снизится объем сделок, зависит от огромного количества факторов. Например, если инфляция будет расти теми же темпами, как она росла в этом году, а доллар станет по 200 ₽ через полгода, а бензин по 150 за литр, народ побежит последние деньги вкладывать в жильё, будет пытаться сохранить их с любыми ипотеками».
Но эксперты считают, что рынок жилья ждут еще новые потрясения. По мнению главного эксперта компании «Русипотека» Сергея Гордейко, в ноябре ипотечные ставки в России могут вырасти с текущих 15 до 17 процентов. В то же время глава Банка России Эльвира Нибиуллина, комментируя пятничное увеличение ключевой ставки на два процентных пункта, отметила, что ипотека продолжает расти высокими темпами, поскольку «сказывается влияние льготных программ, которые нечувствительны к ключевой ставке».
На фоне этого Набиуллина высказалась о необходимости повысить для россиян первый взнос по льготной ипотеке. В сентябре показатель уже увеличивали с 15 до 20 процентов. В том же месяце выдачи льготной ипотеки в России достигли исторического максимума. На них пришлось 60 процентов от общего объема жилищных кредитов.
В то же время застройщики считают, что ситуация в регионах будет складываться по-разному.
«Объем сделок будет у разных регионов свой. Так как доходы разные, рынки разные, обеспеченность жильем разная, как и ситуация с объёмом строительства. В Петербурге, не исключено, количество сделок снизится, потому что Петербург — один из самых обеспеченных жильем регионов России, как уже построенным, так и строящимся. В Московской области спрос будет всегда, при любых условиях, потому что там очень много миграции из соседних областей», — считает Константин Пороцкий, председатель комитета РСС по малоэтажному строительству, управляющий партнер ГК «Омакульма».
Но, похоже, во власти уже осознают масштаб бедствия и для застройщиков, и для потребителей. В этой связи появилось предложение: защититься от отказов в ранее одобренной ипотеке могло бы помочь субсидирование процентной ставки.
Депутат Николай Николаев обратил внимание также на то, что вопрос отказа в уже одобренной ипотеке не определен на уровне законодательства и относится к сфере договорных отношений, поэтому российский Центробанк вряд ли захочет «заставлять банки идти на какие-то сделки».
«Другое дело, здесь вопрос заключается в том, как людям помочь. Здесь, конечно, есть возможность субсидирования процентной ставки для таких случаев. Но насколько ЦБ и правительство пойдут на это — вопрос сложный», — говорит депутат. По его мнению, о такой ситуации заемщиков должны подумать в правительстве, Минфине и Минстрое России.