Иранское телевидение показало кадры из туннелей ХАМАСа в секторе Газа. Сеть состоит из 1300 различных подземных сооружений, которую ХАМАС строил в течение 15 лет. На строительство сети был потрачен 1 миллиард 750 тысяч долларов США.
По признанию военных экспертов Запада, сеть подземных коммуникаций — сооружение, подобного которому в мире нет нигде.
«Масштаб проблемы в Газе, где сотни миль туннелей пересекаются под землей, совершенно уникален. Этот обширный подземный комплекс представляет собой серьезную проблему, для которой у израильских сухопутных войск нет идеального решения», - утверждает военный эксперт Военной академии США в Вест-Пойнте Джон Спенсер, который специализируется на ведении боевых действий в городе.
Сеть подземных коммуникаций состоит из 1300 туннелей различной длины и глубины залегания. Некоторые из них уходят на 70 метров вглубь земли. Однако большинство из туннелей — просто проходы сразу под поверхностью шириной и высотой не более 2 метров.
Несмотря на обстрелы Газы, ХАМАС закрыл доступ мирному населению сектора к спасительным глубинам. Туннели используютсмя только для военных целей. Здесь хранится оружие, боеприпасы, продовольствие для бойцов ХАМАСа, запасы воды, генераторы, топливо. Американцы предполагают, что высшее руководство ХАМАСа также находится под землей.
Война в трех измерениях
ЦАХАЛу приходится непросто в разворачивающейся на территории сектора Газа наземной операции, полагает Джон Спенсер. Главная сложность в том, что бойцы ХАМАСа могут перемещаться между позициями во время боя без боязни быть обнаруженными. Это практически сводит на нет преимущество ЦАХАЛа в вооружении, тактике ведения боя, используемых технологий.
Специалист по психологии ведения войны их британского Кингз Колледжа Майкл Мартин отмечает еще одну сложность — в Газе невозможно различать военные и гражданские цели, и война ведется в трех измерениях:
«Люди будут стрелять в вас сверху, с многоэтажек, а также, конечно, из-под земли… И, конечно, если вы разрушите здание, оно превратится в груду обломков, которая становится очень удобным местом для использования его как укрытия, откуда по вам откроют ответный огонь».
До 2014 года Израиль только догадывался о проблеме туннелей, полагая, что они используются для контрабанды из Египта или самого Израиля. Однако когда начались боевые действия, израильская армия столкнулась с новой тактикой ХАМАСа. Израильтяне научились вычислять входы в подземные сооружения по сигналу смартфонов боевиков. При слежении за хамасовцами иногда сигнал пропадал — так ЦАХАЛ находил вход в туннель. Кроме того, военные используют дроны и тепловизоры в поиске неизвестных объектов.
Сможет ли Израиль уничтожить подземные коммуникации ХАМАСа
В прошлом военные использовали слезоточивый газ или химические средства для того, чтобы выкурить противника из-под земли. Теперь такие методы ведения боевых действий запрещены международными конвенциями, которые Израиль нарушать не будет, чтобы не усугубить ненависть в свой адрес со стороны мусульманских стран.
Израиль уже начал бомбить туннели высокоточными бомбами, но успех таких действий не однозначен, говорят военспецы из RAND.
Воевать в туннелях очень непросто. Мало того, что звук от пуль и снарядов усиливается многократно. Часто подземные ходы были заминированы, и у израильской армии есть приказ заходить в туннели только после того, как их проверят саперы.
Однако с 2014 года ЦАХАЛ обучает солдат воевать в туннелях. Для этого на территории Израиля были построены тренировочные туннели, где солдаты учились в них стрелять и отслеживать противника. Для ведения боевых действий под землей используют также роботов и собак.
Эксперты говорят, чтобы разрушить туннели, Израиль должен будет провести длительную наземную операцию в Газе, которая затянется на месяцы. Кроме того, нападение ХАМАСа на Израиль обнаружило большой пробел в израильской разведке.
«Если у Израиля действительно есть такой пробел в разведке, то он не сможет узнать, что собирается делать ХАМАС, как он намерен защищать Газу и каковы его дальнейшие планы. Поэтому мне кажется, что есть несколько больших вопросов по поводу того, что Израиль знает и чего не знает», — предупреждает британец Майкл Мартин.