Posted 31 октября 2023, 09:34
Published 31 октября 2023, 09:34
Modified 31 октября 2023, 10:01
Updated 31 октября 2023, 10:01
Очень любопытными мыслями поделился на страницах влиятельного американского издания The New York Times бывший директор по планированию политики Госдепартамента США Деннис Росс.
Поистине сенсационно прозвучали его слова о том, среди арабских стран, вроде бы ополчившихся сегодня против Израиля, многие на самом деле желают ему победы. В своей статье он рассказывает о многочисленных переговорах с представителями арабских стран, с которыми он до сих пор поддерживает контакты.
«Израиль не одинок в своем убеждении, что он должен победить ХАМАС. Когда я в течение последних двух недель беседовал с арабскими представителями со всего региона, которых я давно знаю, все они говорили мне, что ХАМАС в Газе должен быть уничтожен», — пишет Росс. — Они ясно дали понять, что если ХАМАС будет восприниматься как победитель, то это подтвердит идеологию этой группировки, даст толчок Ирану и его пособникам и поставит их собственные правительства в положение обороняющихся».
Эксперт также отмечает, что Саудовская Аравия, например, крайне скептически относится к ХАМАС и выступает на международной арене против Ирана.
«Но они говорят это в частном порядке. На публике они заняли совсем другую позицию. Лишь немногие арабские государства открыто осудили массовое убийство боевиками ХАМАС более 1400 человек в Израиле. Почему? Потому что арабские лидеры понимают, что если Израиль примет ответные меры и число жертв и страданий палестинцев возрастет, то их собственные граждане будут возмущены».
Кроме того, Росс прогнозирует развитие ситуации после поражения ХАМАСа: «Это будет означать, что ее военная инфраструктура, большая часть которой физически связана с гражданской инфраструктурой, будет в значительной степени разрушена, а руководство этой организации уничтожено, в результате чего группировка окажется без возможности заблокировать восстановление по формуле демилитаризации Газы, как это было в прошлом. По сути, это означало бы, что в секторе Газа не будет потенциала для ведения войны, и этот потенциал невозможно будет восстановить.
Эта формула должна определять будущую реальность в секторе Газа. Для этого потребуется, чтобы Израиль оставался в секторе Газа после окончания боевых действий до тех пор, пока он не сможет передать его какой-то временной администрации, чтобы предотвратить вакуум и начать огромную задачу восстановления. Эта администрация должна в основном управляться палестинскими технократами — из Газы, Западного Берега или диаспоры — под международным зонтиком, в который войдут арабские и неарабские страны. Соединенным Штатам необходимо будет мобилизовать и организовать эти усилия, возможно, используя такой зонтик, как Организация Объединенных Наций или донорскую группу Специального комитета по связям с палестинцами, или даже действуя по предложению президента Франции Эммануэля Макрона использовать международную организацию — коалицию по противодействию ХАМАСу. Такая коалиция могла бы помочь создать необходимое разделение труда.
Например, Марокко, Египет, Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн могли бы предоставить полицию, а не вооруженные силы, для обеспечения безопасности новой гражданской администрации и тех, кто отвечает за восстановление. Саудовская Аравия, ОАЭ и Катар могли бы предоставить основную часть финансирования восстановления, объяснив свою роль необходимостью облегчить страдания палестинцев в секторе Газа и помочь им восстановиться. Канада и другие страны могли бы предоставить механизмы мониторинга, чтобы гарантировать, что помощь будет направлена на намеченные цели.
Конечно, настроение в Газе после окончания боевых действий будет мрачным и злым. По данным Министерства здравоохранения Газы, управляемого ХАМАСом, погибли тысячи мирных жителей. Обширные территории анклава непригодны для проживания. Но стоит отметить, что опросы, проведенные незадолго до теракта 7 октября, показали, что 62% жителей Газы были против нарушения Хамасом режима прекращения огня с Израилем. Быстрая доставка помощи в Газу и начало работ по восстановлению, как только прекратятся боевые действия, могут помочь показать жителям, что жизнь может стать лучше, когда ХАМАС больше не будет препятствовать восстановлению Газы».