Posted 30 октября 2023, 08:01
Published 30 октября 2023, 08:01
Modified 30 октября 2023, 10:40
Updated 30 октября 2023, 10:40
Всплеск антисемитизма во всем мире не прошел мимо России, и особенно ее мусульманских регионов. Свидетельством тому — воскресные события в Махачкале, но и не только.
Еще до того, как в аэропорту Махачкалы начался самый настоящий погром, на который поначалу вполне благодушно взирали местные полицейские, антиеврейские настроения уже захлестнули и другие города. Так, жители Хасавюрта проверяли отели, в которых якобы заселились переселенцы из Израиля, утверждает паблик «ЧП Кавказ». В хасавюртовских гостиницах «Фламинго» и «Киев» местные жители «провели осмотр» на наличие переселенцев из Израиля. После рейда в отеле, как утверждается, установили табличку с надписью: «Иностранным гражданам Израиля (евреям) вход строго запрещён. И не проживают здесь».
Проблема коснулась не только отелей, но и аренды жилья: риелторы стали в своих объявлениях указывать «евреям не сдаем!»
Как известно, и в самом порту Махачкалы погромщики проверяли пассажиров на «еврейство», снисходительно объясняя при этом: «не евреев не трогаем сегодня». Пассажир одного из рейсов, которого в Махачкале дагестанцы приняли за еврея, рассказал, как толпа начала окружать его и требовать доказать, что он русский. Только благодаря паспортам РФ люди смогли отбиться от «проверяющих».
Понятно, что после такой «теплой» встречи, мало найдется охотников полететь в Дагестан по собственной воле. А уж о том, чтобы планировать отдых на горных или каспийских курортах, придется хорошенько подумать. Политолог Константин Калачев написал по этому поводу в своем канале:
«В развитие туризма в Дагестане были вложены миллиарды. Дагестан в 2023 году получил из бюджета РФ почти 570 млн рублей на развитие туризма. Забудьте про эти деньги».
Сетевой аналитик питерского канала Politisch verdächtig развивает эту неприятную тему:
«Интересно, что сейчас думают те жители Дагестана и других регионов Северного Кавказа, которые работают в сфере туризма? Те люди, которые последние несколько лет убили на то, чтобы имидж их республик стал хоть немного привлекательнее для среднего русского. Чтобы их малая родина стала ассоциироваться с отдыхом, а не с опасностью. Чтобы друзья после поездки спрашивали туристов „и как?“, а не „нахрена?“
Тупой разводки «смотри, еврей бежит!» («ГДЕ?!») оказалось достаточно для истории, после которой даже наивный россиянин задумается: а стоит ли туда ехать, а не покажется ли кому-то его визаж слишком еврейским или ещё каким-то не таким? В европейском мире после Второй Мировой антисемитизм — это самый надёжный способ демонстративно расплеваться с социумом.
Можно много говорить о том, что аэропорт и прочие эксцессы «не отражают мнения большинства», что это всё отдельные отщепенцы и маргиналы. Но до гостиницы или аэропорта большинство никогда не доходит, оно лишь создаёт социальную среду для таких походов. Чтобы в разных регионах по одному и тому же поводу собирались толпы такого размера (относительно населения), нужно, чтобы подобные настроения имели в обществе определённую легитимность. Представьте себе аналогичную толпу в Пулково (увеличенную настолько, насколько Петербург по населению превосходит Махачкалу), которая бегает по аэропорту в поисках евреев под крики о спасении России. Трудно представить? Вот и мне трудно, потому что собрать в Петербурге столько людей на одном антисемитизме, мягко говоря, проблематично».
И даже член Совета по правам человека при президенте РФ, главный редактор пропагандистского информационного агентства ИА Regnum Марина Ахмедова с горечью констатирует в своем канале:
«В аэропорту Махачкалы местные остановили мужчину, приняв его за еврея. Проверили паспорт. Он оказался жителем Смоленска, таджиком по национальности. На этом видео удивляет то, что полицейские ведут себя очень ласково. Они, наверняка, поддерживают тех, кто устраивает эти внезаконные самосуды. И если полиция продолжит вести себя с таким же „пониманием“, а глава республики будет осторожно высказываться о недоразумениях, эти самосуды продолжатся. На видео все есть — то есть фигуранты будущих уголовных дел. А бедный человек, наверное, больше никогда не захочет приезжать в Дагестан, а там, увы, только начал развиваться туризм».
Между тем, туристическая отрасль в Дагестане и без того развивалась не слишком успешно, несмотря на гигантские вложенные средства.
А ведь до этих событий туризм развивался в регионе рекордными темпами: в 2022 году турпоток вырос на 44%, а по итогам 2023 года ожидают рост на 30% до 2 млн человек.
Не так давно глава республики Сергей Меликов на встрече с министром экономического развития Максимом Решетниковым отчитался о ходе развития «Каспийского прибрежного кластера». По словам главы региона, земельные вопросы решены, концепция сформирована, определены проектировщики, ведётся работа по отбору резидентов, проводится модернизация очистных сооружений.
Однако, все далеко не так гладко, считают эксперты канала «Кремлевский Мамковед». Отметив, что Дагестан с подачи федеральных властей всё-таки немного приблизился к появлению на берегу туристической ОЭЗ, эксперты задались вопросом: «Но как надолго хватит запала?». Ведь от разработки концепции до появления курорта дистанция огромного размера, и многие ее этапы в Дагестане проходят очень медленно. Даже строительство очистных сооружений в Дербенте проводится в первую очередь усилиями прокуратуры».
Без внешнего стимула региональные власти не считали необходимым строительство очистных сооружений и спокойно обходились сбросами нечистот прямо в прибрежные воды Каспийского моря с риском распространения вирусных заболеваний. В регионе в принципе отсутствуют современные системы водоотведения.
Нежелание работать самостоятельно, особенно по части развития туризма, стало отличительной чертой дагестанских властей, — уверены аналитики. Проект туристического кластера рождался в долгих муках. Проект прибрежного кластера стартовал ещё в октябре 2018 года, но за 5 лет почти ничего не изменилось: «региональные власти работать не хотят, то этим приходится заниматься федеральным властям. Не самое эффективное использование ресурсов.
В итоге разработанная за много лет концепция предусматривает инвестиции в проект на ₽72 млрд, создание 7 тыс. рабочих мест и увеличение турпотока в Дагестан до 2,4 млн человек к 2032 году (рост всего лишь на 20% относительно 2023 года).
Гостиницы, коттеджи, парки аттракционов, тематические парки должны появиться на территории площадью 216 га. При протяжённости береговой линии в 6 км ширина такого туристического «уголка» составит всего лишь 360 м. Будет длинная, но очень узкая обустроенная полоса, которая по первоначальным оценкам должна была принимать до 350 тыс. человек в год, а по более свежим прикидкам — порядка 200 тыс. человек в год. То есть 10% от имеющегося турпотока. На стройку века не тянет: проект «Новой Анапы», например, занимает площадь почти в 8 раз больше.
По меркам региона успехом можно будет считать даже строительство одной гостиницы «Палас Дербент» на берегу Каспийского моря, ведь обычно подобные проекты заканчиваются вообще ничем.
У Дагестана уже есть опыт реализации туристической ОЭЗ «Матлас». Она была создана в 2010 году, федеральный бюджет вложил в неё ₽177 млн, но горнолыжный курорт так и не появился, ни один резидент не был зарегистрирован. Спустя несколько лет проект закрыли. Реанимировали его только в 2019 года, но быстро было принято решение отложить начало развития курорта на «после 2025 года».
Остается только добавить, что подобным же образом ситуация с туризмом может сложиться и в других кавказских регионах, что еще более осложнит и без того тяжелое положение этой отрасли.